Две волны взрывов
ЧП в Ливане, произошедшие 17 и 18 сентября, вновь подтолкнули ситуацию на Ближнем Востоке к очередной эскалации. Изначально по стране прокатилась волна взрывов пейджеров. Устройства детонировали прямо в руках их владельцев. По данным СМИ, за несколько секунд до взрыва они издавали звуковой сигнал, поэтому многие пострадавшие успевали поднести их к лицу. Это произошло, в частности, с послом Ирана в Ливане Моджтабой Амани, который, по данным The New York Times, потерял глаз в результате атаки.
Вскоре после ЧП СМИ сообщали, что больницы Бейрута, Набатии, Сайды и Тира переполнены пострадавшими. По данным Минздрава республики, жертвами стали 12 человек, в том числе 2 ребенка, в больницы с ранениями были доставлены 2,8 тыс. раненых.
На следующий день страну охватила новая волна взрывов — в различных регионах республики детонировали рации, телефоны, а также устройства, работающие на солнечных батареях и литий-ионных аккумуляторах. В результате второй серии взрывов погибли 25 человек, 608 пострадали, сообщил исполняющий обязанности министра здравоохранения Ливана Фирас Абьяд.
При этом власти Израиля, как пишут СМИ, считают, что в действительности число погибших в несколько раз выше, чем объявляет руководство Ливана.
Кто виноват?
Вину за произошедшее "Хезболла" возложила на Израиль. Лидер шиитского движения Хасан Насрулла призвал расценивать эту ситуацию как крупную террористическую операцию и переход всех красных линий. По его словам, эта акция могла привести к тому, что в течение одной-двух минут погибли бы 4–5 тыс. человек. Он отметил, что израильская сторона не отдавала себе отчет в том, где могли происходить взрывы, поэтому они были зафиксированы в больницах, аптеках, на рынках, в магазинах, домах, автомобилях, а также на улицах, где было много женщин и детей.
"Это равносильно преднамеренной массовой расправе. В отношение ливанского государства это означает фактическое объявление войны", — сказал он.
Как сообщало Reuters со ссылкой на некоторые источники, в том числе на высокопоставленного собеседника в органах безопасности Ливана, израильская разведка "Моссад" могла заложить небольшое количество взрывчатки в 5 тыс. пейджеров. По данным агентства, за месяцы до взрывов "Хезболла" заказала их у базирующейся на Тайване компании Gold Apollo. Устройства ввезли в страну весной. Как полагают источники, израильская разведка могла поместить в них плату, содержащую взрывчатое вещество. Обнаружить это сложно любыми способами, даже с помощью сканера, объяснили агентству.
Сами израильские власти происходящее напрямую никак не комментируют.
В Иране при этом считают, что ответственность за трагедию в Ливане лежит не только на Израиле. Президент Исламской Республики Масуд Пезешкиан назвал произошедшее позором для западных стран и доказательством поддержки ими "неизбирательных убийств и преступлений", совершаемых еврейским государством.
Риск эскалации
Рост напряженности на ливано-израильской границе начался на фоне обострения на Ближнем Востоке после проникновения 7 октября 2023 года боевиков палестинского движения ХАМАС из сектора Газа на израильскую территорию. Израиль объявил о полной блокаде Газы и начал наносить удары по ней и отдельным районам Ливана и Сирии. Теперь между странами регулярно фиксируются взаимные атаки.
После начала взрывов в Ливане в СМИ регулярно появляются сообщения об ударах "Хезболлы" и Израиля по позициям друг друга. Так, 19 сентября запущенный с юга Ливана БПЛА атаковал базу израильских войск в Западной Галилее. Армия Израиля позже заявила, что ВВС страны нанесли серию ударов по объектам шиитской организации на территории Ливана.
ЧП с пейджерами спровоцировало активное обсуждение среди мировых политиков существования угрозы эскалации в регионе. В частности, на это указал генсек ООН Антониу Гутерриш, по мнению которого, все это было организовано, чтобы нанести предупреждающий удар перед масштабной военной операцией.
В Кремле также считают, что произошедшее ведет к эскалации напряженности, особенно с учетом того, что регион сам по себе находится во взрывоопасном состоянии. Как отметил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, каждое из таких происшествий может стать триггером для выхода ситуации из-под контроля.
Регион и так уже находится в шаге от полномасштабной войны, а произошедшее было сделано преднамеренно, чтобы в очередной раз накалить обстановку там, убежден посол РФ в Бейруте Александр Рудаков.
Эффект триггера не заставил себя долго ждать: обстановка между Израилем и Ливаном накаляется с каждым днем. Израильские войска, сконцентрированные в районе границы с Ливаном, уже находятся в состоянии "пиковой готовности" к выполнению любой поставленной задачи и "полны решимости изменить реальность в области безопасности" в районе северной границы.
По словам израильского министра обороны Йоава Галанта, страна уже переносит "центр тяжести" своих военных усилий на эти рубежи — начинается новый этап войны. Целью военных действий на этом направлении он назвал безопасное возвращение в свои дома жителей населенных пунктов на севере, эвакуированных из-за постоянных обстрелов. Речь идет о более 80 тыс. человек. В ночь на 17 сентября эта цель была добавлена в список ключевых задач в рамках военной операции в секторе Газа.
"Я уже говорил, что мы благополучно вернем жителей севера в свои дома. И именно это мы и сделаем", — сказал премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в первом после ЧП в Ливане публичном выступлении, которое длилось всего 10 секунд.
Планы оборонительных и наступательных действий войск на северном направлении уже утвердил начальник Генштаба израильской армии Герци Халеви. По его словам, армия намерена заставить формирования "Хезболлы" заплатить высокую цену за обстрелы северных районов Израиля.
Но и у самой "Хезболлы" после произошедшего не будет другого выбора, "кроме как нанести ответный удар", уверен директор Программы международной безопасности Центра стратегических и международных исследований Сет Джонс, слова которого приводит CNN.
Он обратил внимание, что, хотя реакция "Хезболлы" на убийство Израилем старшего командира Фуада Шукра в пригороде Бейрута в июле была "относительно приглушенной", теперь шиитское движение будет вынуждено принять ответные меры.
Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) ранее подсчитала, что у "Хезболлы" имеется около 150 тыс. ракет, включая тысячи высокоточных боеприпасов.
"Если эта штука продолжит подниматься по лестнице эскалации, у "Хезболлы" будет много того, что она сможет показать Израилю", — предупредил Джонс.
Многолетняя подготовка
Израиль планировал операцию по подрыву пейджеров на ливанской территории на протяжении 15 лет, утверждает телеканал ABC со ссылкой на источники. По их информации, для этого было создано несколько подставных компаний, которые якобы имели отношение к изготовлению пейджеров. Утверждается, что некоторые сотрудники предприятий даже не знали, на кого они работают на самом деле.
Одной из таких организаций оказалась зарегистрированная в Будапеште BAC Consulting. По контракту она должна была производить пейджеры под брендом тайваньской компании Gold Apollo, хотя представитель венгерского правительства заявил ABC, что этих устройств в Венгрии не было. Как он утверждает, BAC Consulting — это лишь "торговый посредник", а на территории страны ничего не производилось.
Опыт использования устройств связи для совершения целенаправленных атак у Израиля уже есть. Как отмечает The Wall Street Journal, в 1990-х годах таким образом был убит производитель бомб ХАМАС Яхью Айяш: взрывчатка была заложена в его телефон, который детонировал рядом с его ухом.
В "Хезболле" уязвимость своих сетей связи осознавали еще в начале обострения. В феврале лидер группировки Хасан Насрулла призывал ее членов избавиться от своих смартфонов, так как Израиль может использовать их для наблюдения или определения целей.
Именно этим еврейское государство и воспользовалось для атаки на Ливан. Как заявил телеканалу Al Jazeera источник в спецслужбе шиитской милиции "Хезболлы", израильские военные специалисты взломали системы безопасности и оповещения бойцов организации, что и привело к многочисленным жертвам и пострадавшим.
Лидия Мисник