Эстония начала установку пограничных знаков на юридически неузаконенной границе с РФ
Всего Эстония планирует установить 760 пограничных столбов высотой 210 см на суше и плавающие пограничные знаки на водоемах
ТАЛЛИН, 17 ноября. /ТАСС/. Установку пограничных знаков на юридически неузаконенной границе с РФ в одностороннем порядке начала Эстония.
Первый такой знак был открыт в волости Миссо Выруского уезда.
Присутствовавший на церемонии глава МВД Ханно Певкур назвал это событие историческим. "Спустя 95 лет на эстонско-российской границе вновь установлен пограничный столб, который символизирует начало строительства новой границы", - сказал он.
Всего Эстония планирует установить 760 пограничных столбов высотой 210 см на суше и плавающие пограничные знаки на водоемах. Как отметил Певкур, в инфраструктурном отношении граница Эстонии с Россией будет самой современной в Евросоюзе. Целью является 100-процентный технический надзор. В распоряжение пограничников поступят камеры слежения и беспилотные летательные аппараты, с помощью которых на планшетный компьютер они смогут получать изображение происходящего в режиме реального времени.
Сохранится также контрольно-следовая полоса, с ее обеих сторон планируется построить заграждение. Его длина составит 108 км при общей протяженности сухопутной границы в 136 км.
Высота внешнего ограждения - 2,5 метра с колючей проволокой по верху, внутреннего - 1,6 метра.
В свою очередь, эксперты отмечают двусмысленность проведения каких-либо работ в районе эстонско-российской границы, которой юридически не существует. Как ранее отмечал МИД РФ, в соответствии с международно-правовыми нормами, демаркация госграницы, осуществленная в одностороннем порядке, не имеет юридического значения для сопредельного государства.
История вопроса
Переговоры о межгосударственной границе между Эстонией и Россией велись с апреля 1992 года на различных уровнях. Эстония утверждала, что Россия после Второй мировой войны аннексировала территории, принадлежавшие Эстонии по Тартускому мирному договору от февраля 1920 года, который, по ее мнению, формально не был денонсирован и поэтому может считаться действующим. Российская же сторона исходила из того, что этот договор утратил силу, и государственной границей является линия, разделявшая Эстонскую ССР и РСФСР.
В октябре 1995 года Таллин фактически отказался от территориальных претензий, однако продолжал настаивать на признании Тартуского договора действующим (имелась в виду часть, касающаяся преемственности эстонского государства). Россия же была готова признать только его историческое значение. В 1996 году страны согласились, что российско-эстонский договор должен содержать только техническое описание границы без ссылок на Тартуский мир. Документы о границе были парафированы в марте 1999 года, а подписание состоялось лишь в мае 2005 года.
В июне 2005 года парламент Эстонии ратифицировал документы, однако в текст ратификационного закона включил ссылки на Тартуский договор, а также на Декларацию о восстановлении конституционной государственной власти от 7 октября 1992 года, в которой, в частности, содержатся утверждения об "агрессии Советского Союза против Эстонии" в 1940 году. 22 июня 2005 года МИД РФ заявил, что в такой форме ратификация договоров о границе "становится невозможной". 1 сентября 2005 года Россия отозвала свою подпись под договорами.
В сентябре 2012 года глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что РФ готова заново начать переговорный процесс, а в октябре парламент Эстонии обратился к правительству страны с таким же призывом. Межмидовские консультации начались в октябре 2012 года.
В настоящее время пограндоговор, подписанный в феврале 2014 года главами МИД Эстонии и РФ, представлен к ратификации в парламенты обеих стран.