4 февраля 2016, 15:20,
обновлено 4 февраля 2016, 19:51
Расследование крушения Ту-154М под Смоленском

Заседание новой комиссии по выяснению причин катастрофы польского Ту-154М пройдет в марте

ИТАР-ТАСС/ Максим Шеметов
"Нужно однозначно заявить, что скрыты основные факты и информация, которые существенно изменяют взгляд на события", - заявил министр обороны Антоний Мачеревич

ВАРШАВА, 4 февраля. /Корр. ТАСС Ирина Полина/. В Польше сформирована новая правительственная комиссия по расследованию авиационных происшествий, которая займется выяснением причин катастрофы под Смоленском 10 апреля 2010 года президентского самолета Ту-154М. В министерстве обороны республики прошла церемония, во время которой было подписано соответствующее распоряжения главы ведомства Антония Мачеревича. Этот документ сделал возможным возобновление расследования.

Как сообщил на брифинге пресс-секретарь ведомства Бартломей Мисевич, новая комиссия соберется на первое заседание в начале марта. По его словам, это будет встреча, на которой новые члены комиссии ознакомятся с материалами.

"Прошло почти шесть лет с момента, который назвали самой большой трагедией после Второй мировой войны в истории Польши. Это была самая крупная авиакатастрофа в мире. В один момент погибли представители государственной и общественной элиты", - отметил Мачеревич. Он осудил находившихся в то время у власти польских политиков, которые "отдали расследование в чужие руки", "приняли навязанные условия" и не включили в отчет "российской ответственности за произошедшее". "Это сделало невозможным выяснение правды", - считает министр.

"Нужно однозначно заявить, что скрыты основные факты и информация, которые существенно изменяют взгляд на события", - добавил он. По утверждению Мачеревича, среди них - уничтожение 400 отчетов, которые были доставлены в Генштаб 10 апреля. "Эти и другие обстоятельства заставляют еще раз расследовать эту трагедию", - заключил он, выразив надежду, что новое следствие позволит "выяснить правду и найти ответственных".

В состав расширенной комиссии, которую возглавил Вацлав Берчиньский, вошли несколько десятков экспертов - как польских, так и иностранных. Планируется, что они вновь изучат все аспекты произошедшего, начиная с ремонта Ту-154М в России и заканчивая последними секундами трагически завершившегося полета.

"Я глубоко убежден, что, вне зависимости от результатов, так как ни одна гипотеза, кроме фактов, еще не принята, итоги работы комиссии по расследованию авиапроисшествий позволят приблизиться к правде, предоставить материалы военной прокуратуре и справедливо осудить несущих ответственность за эту трагическую катастрофу", - заключил Мачеревич.

Оппозиция против

Возобновление работы польской правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы под Смоленском бессмысленно и породит только новые проблемы. Такое мнение выразили лидеры польской оппозиции.

"Это не приведет ни к чему хорошему. Не нужно вновь бередить раны и память о 96 жертвах. Я выступаю за то, чтобы прокуратура могла закончить расследование, закрыть следствие и сделать из него выводы", - сказал председатель партии "Гражданская платформа" Гжегож Схетина.

По мнению главы партии "Новочесна" Ришарда Петру, цель новой комиссии - "отомстить и посадить несколько человек в тюрьму". "Это будет новый сериал на польском телевидении, в основном публичном. Мы вновь будем наблюдать за всем этим, а 10 апреля наступит кульминация", - добавил он. "Похоже, что отчет (о причинах трагедии) уже написан", - указал Петру, пояснив, что это отчет министра обороны Польши Антония Мачеревича.

Глава Польской крестьянской партии Владислав Косиняк-Камыш считает, что комиссия ничего нового не выяснит. "Будет больше создания различных версий, возможно, даже мифологии, чем выяснения", - отметил он.

Трагедия и ее расследование

10 апреля 2010 года в результате катастрофы польского президентского самолета Ту-154М под Смоленском погибли все 96 пассажиров, находившиеся на борту, в том числе президент республики Лех Качиньский. Расследование обстоятельств трагедии продолжает как прокуратура Польши, так и российская сторона.

Ранее польская правительственная комиссия по расследованию авиапроисшествий, работавшая под руководством Ежи Миллера, сочла, что "причиной происшествия было снижение (самолета) ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости в метеоусловиях, не позволяющих осуществлять визуальный контакт с землей, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг". В докладе комиссии, представленном спустя 15 месяцев после трагедии, среди причин крушения упомянуты также ошибки экипажа и тот факт, что пилот проигнорировал сигналы системы раннего предупреждения столкновения с землей TAWS.

С этими выводами не согласилась партия Ярослава Качиньского "Закон и справедливость". После прихода к власти по итогам очередных парламентских выборов в октябре прошлого года ее представители, в том числе новый министр обороны Мачеревич, заявили о намерении пересмотреть итоги расследования. Ранее Мачеревич возглавлял созданную по инициативе партии Качиньского группу в парламенте, занимавшуюся выяснением причин трагедии. Ее члены пришли к выводу, что крушение самолета произошло в результате взрывов на борту, которые были заранее спланированы.

Польская прокуратура, продолжающая расследование трагедии, рассматривала версию о взрыве, однако эксперты не нашли никаких подтверждений этой версии.

Между тем, выступая, Мачеревич вновь настаивал на том, что самолет распался на части в воздухе. По его словам, это произошло "на высоте 15-18 метров над землей".