Последняя пятерка: ряды претендентов на Белый дом в США поредели
В США 15 марта завершился второй "супервторник" первичных выборов
ВАШИНГТОН, 16 марта. /Корр. ТАСС Андрей Шитов/ Фавориты отборочного этапа президентской предвыборной гонки в США - Хиллари Клинтон у демократов и Дональд Трамп у республиканцев - одержали более чем убедительные победы по итогам очередного тура голосования, состоявшегося в минувший вторник в пяти ключевых штатах страны. Но если бывшая первая леди и экс-госсекретарь США, по общему мнению местных аналитиков и прессы, уже практически гарантировала себе выход в ноябрьский "суперфинал", то эксцентричному нью-йоркскому предпринимателю-миллиардеру за это надо еще побороться - причем не только в оставшихся штатах, но и, возможно, на июльском общенациональном номинационном съезде Республиканской партии в Кливленде (штат Огайо).
Конкуренцию там ему могут составить двое нынешних соперников по предвыборной гонке - губернатор штата Огайо Джон Кейсик и сенатор от штата Техас Тед Круз. Еще один участник республиканского забега, сенатор от штата Флорида Марко Рубио, по итогам первичных выборов в пяти штатах бесславно сошел с круга, поскольку земляки-однопартийцы отказали ему в поддержке. Таким образом, из 17 республиканцев, вступивших в предвыборную гонку на старте, теперь осталось только трое. А с учетом пары демократов борьбу за Белый дом продолжает последняя пятерка политиков.
Президентские выборы в США. Досье
В Миссури - ничьи, остальное поделено
Помимо Флориды голосование в этот день проходило в Иллинойсе, Миссури, Северной Каролине и Огайо.
Клинтон победила всюду (кроме Миссури, где на момент написания этих строк статистическая ничья), хотя ее единственный конкурент, сенатор от штата Вермонт Берни Сандерс, окрыленный недавним сенсационным успехом в Мичигане, пытался отвоевать у нее и другие штаты Среднего Запада - Иллинойс и Огайо. По общему мнению местных аналитиков, эмоциональный запал у седовласого сенатора, который позиционирует себя как демократический социалист и призывает к политической революции в стране и к ниспровержению нынешних элит, в целом выше, чем у его именитой соперницы, считающейся олицетворением действующей системы власти. Но на сей раз этого запала ему не хватило.
Трамп в очередной раз посрамил своих многочисленных недоброжелателей и одержал верх во всех штатах, кроме Огайо, где республиканцы поддержали действующего губернатора, и - пока - Миссури, где ему буквально наступает на пятки Круз. В пропорциональном отношении успех Трампа даже весомее, чем у Клинтон, поскольку на республиканских первичных выборах во многих ключевых штатах действует правило "победитель получает все". Таким образом, одна только Флорида с ее 99 мандатами принесла ему 8% голосов, необходимых - с учетом голосов выборщиков от других штатов - для победы на партийном съезде.
Их оставалось только трое
Другое дело, что если бы Трамп победил еще и в Огайо, то, во-первых, завоевал бы еще 66 голосов выборщиков, а во- вторых, лишился бы еще одного соперника. Кейсик заранее объявлял, что в случае поражения в родном штате выйдет из гонки. Теперь же он намерен продолжать борьбу до конца в расчете на то, что кандидат в президенты будет определяться непосредственно на съезде в Кливленде. Он полагает, что его центристская позиция, управленческий профессионализм и подчеркнуто уравновешенная и вежливая манера поведения, возможно, повысят его шансы там - тем более, что дома и стены помогают.
Ставку на победу на съезде делает и сенатор Круз, хотя как раз ему с его архиконсервативными взглядами и репутацией человека, готового приносить практические партийные интересы в жертву идеологии, трудно претендовать на роль объединителя всех республиканцев. Но у него просто нет иного выбора: по оценкам американских политологов, ни он, ни Кейсик даже теоретически уже не в состоянии одержать чистую победу в отборочном этапе гонки, т.е. еще до съезда заручиться поддержкой нужного числа делегатов.
Призыв к сплочению
А вот у Трампа такие шансы все еще есть. И он в своей победной речи во Флориде прозрачно намекал на то, что партии пора бы и сплотиться вокруг него как фактического лидера гонки. Он упоминал, что ему звонили руководители республиканских фракций в обеих палатах Конгресса США - Пол Райан и Митч Макконнелл, хотя последний, по сообщениям СМИ, совсем недавно призывал к открытому внутрипартийному восстанию против него.
Трамп заверял, что способен привлечь к Республиканской партии миллионы новых избирателей из числа "демократов, независимых и тех, кто прежде вообще никогда не голосовал". Он обещал сделать партию "величайшей" политической организацией не только в стране, но и во всем мире.
Правда, при всем том фавориту республиканской гонки приходилось по существу и оправдываться. Его критики хором говорят, что на общенациональных выборах у него не будет никаких шансов в схватке с Клинтон, и что даже в самой Республиканской партии он еще ни разу не получал на первичных выборах симпатии и половины избирателей. Это чистая правда. И хотя Трамп доказывает, что чисто математически почти невозможно набрать свыше 50% голосов при нескольких участниках гонки, вопрос о "потолке" его внутрипартийной поддержки остается. Политику, у которого этот потолок достаточно низок, по традиционным представлениям, нечего делать на всеобщих выборах в США. Но нынешняя предвыборная кампания рушит эти самые традиционные представления одно за другим.
"Что не так с Хиллари?"
Местные аналитики не торопятся заранее "короновать" и Клинтон, хотя на рынках политических прогнозов ее шансы оцениваются пока гораздо выше: примерно в соотношении 70% к 30%. Журнал Politico поместил на днях большую статью "Что не так с Хиллари?" с подзаголовком "Республиканцы трясутся от страха из-за Трампа, но вероятный знаменосец демократов может не меньше повредить собственной партии".
Речь в публикации шла не только о тянущемся за Клинтон еще со времен президентства ее мужа шлейфе политических скандалов и ее незавидной личной репутации (большинство соотечественников считают ее крайне неискренней и готовой делать и говорить что угодно ради карьеры). По мнению автора, ее кандидатура уже просто "не ко времени": она олицетворяет прошлое, а не будущее; живет в замкнутом элитарном и возрастном мирке и не очень представляет себе интересы и чаяния массы более молодых избирателей, включая женщин. А то, что она не обладает "врожденным" политическим талантом своего супруга, признает и сама бывшая первая леди.
Травля Трампа
Другое дело, что все это пока отвлеченное теоретизирование, а на практике Клинтон более чем успешно решает текущие политические задачи. С учетом "суперделегатов" будущего съезда - партийного начальства, вольного голосовать по собственному усмотрению и почти поголовно ее поддерживающего, - она набрала уже существенно больше половины необходимых ей голосов. И победную речь во Флориде она уже явно адресовала не внутрипартийной, а общенациональной аудитории, подчеркнув, в частности, что стране нужен президент, "способный ее защищать, а не ставить в неловкое положение".
Конечно, это был выпад против Трампа, чьи неполиткорректные высказывания зачастую представляются его противникам не просто неправильными, но и постыдными. Самому же Трампу, как он не раз публично признавал, "пока не до Хиллари", поскольку ему приходится разбираться с нападками с самых разных сторон, включая и однопартийцев.
Вообще эти нападки на бизнесмена, пытающегося шагнуть в большую политику, в последнее время все больше напоминают откровенную травлю, в которой все средства хороши и "всякое лыко в строку". Например, во вторник, т.е. буквально в день выборов, служба деловых новостей Bloomberg поместила комментарий, в котором объясняла "стремление Трампа к хорошим отношениям между США и Россией" заботой о корпоративных интересах его строительной империи, чуть ли не в ущерб национальным интересам страны. По существу, это граничило с прямым обвинением в предательстве.