21 марта 2016, 17:00

И. о. главы МИД Приднестровья: Кишинев предпочитает вести диалог на языке угроз и шантажа

ТАСС/ Сергей Карпов
"Особую озабоченность вызывает решение Молдовы и Украины об организации на границе Приднестровья совместного таможенно-пограничного контроля", - отметил Виталий Игнатьев

Предстоящая в апреле поездка в Тирасполь и Кишинев представителей посредников и наблюдателей переговорного процесса по приднестровскому урегулированию может способствовать активизации диалога сторон в конфликте и преодолению затянувшейся паузы на переговорах в формате "5+2". Об этом заявил в интервью ТАСС и.о.министра иностранных дел Приднестровья Виталий Игнатьев.

- Как на сегодняшний день складывается ситуация в Приднестровье?

- Необходимо признать, что на сегодняшний день Приднестровье находится в крайне сложной ситуации и вынуждено существовать в условиях постоянно усиливающегося комплексного давления со стороны соседних государств, в первую очередь, Республики Молдова (РМ).

К сожалению, официальный Кишинев придерживается дискриминационной парадигмы в отношениях с Приднестровьем, предпочитая вести диалог на языке угроз, шантажа, блокирования экономического потенциала Приднестровской Молдавской Республики (ПМР). Ситуацию усугубляет перманентная внутриполитическая неразбериха в соседнем государстве, создающая выгодные условия для внедрения новых мер давления на Приднестровье и последующего избегания ответственности за ухудшение социально-экономической ситуации.

Только за последние полгода односторонние шаги РМ привели к ограничению импорта грузов в Приднестровье по железной дороге, крайне осложнили ситуацию в области свободы передвижения приднестровцев, обладающих российским гражданством – в аэропорту Кишинева их запугивают, требуют оформления молдавских документов, зафиксированы также случаи депортации и снятия с рейсов.

Особую озабоченность вызывает решение Молдовы и Украины об организации на границе Приднестровья совместного таможенно-пограничного контроля. Данный шаг, предпринятый за рамками действующих переговорных инструментов, рискует значительно дестабилизировать ситуацию во всем регионе.

В этих условиях приднестровская сторона продолжает выступать за урегулирование всех имеющихся противоречий политико-дипломатическими методами в рамках согласованных международных переговорных механизмов.

- Удалось ли активизировать диалог с Молдавией в рамках переговорного процесса?

- Последняя встреча в расширенном формате ("5+2"), т.е. с участием обеих сторон в приднестровском конфликте, посредников в лице России, Украины и ОБСЕ, а также наблюдателей от США и Евросоюза, состоялась в начале июня 2014 года.

Республика Молдова продолжает тактику уклонения от диалога с Приднестровьем

С тех пор диалог между Тирасполем и Кишиневом поддерживался лишь на рабочем уровне, главным образом в рамках экспертных групп, созданных для обсуждения и поиска решений конкретных социально-экономических проблем в зоне конфликта.

При этом молдавская сторона свела к минимуму и эти контакты. Так, в текущем году РМ согласилась на проведение рабочих встреч лишь по двум из 11 групп отраслевых экспертов. В то же время Приднестровье только за последние месяцы разработало целый ряд комплексных проектов документов, призванных урегулировать сложные проблемы, в частности, в области железнодорожного и автомобильного транспорта, взаимного признания документов. Всего же с 2012 года приднестровская сторона положила на стол переговоров более 50 инициатив, направленных на разрешение застарелых противоречий в социально-экономической плоскости".

К сожалению, на сегодняшний день Республика Молдова продолжает тактику уклонения от диалога с Приднестровьем, несмотря на громогласные публичные заявления о необходимости активизации работы на доступных переговорных площадках. Фактически мы наблюдаем откровенный саботаж представителями РМ процесса конструктивного взаимодействия с приднестровской стороной. Инициативы Приднестровья, поддержанные всеми участниками формата "5+2" и в официальном порядке направленные представителям РМ, на протяжении многих месяцев под различными предлогами остаются без ответа.

Следует понимать, что подобная тактика в значительной степени подрывает усилия международного сообщества в процессе молдавско-приднестровского урегулирования. В частности, на апрель намечен визит в Приднестровье и Молдову представителей посредников и наблюдателей, к которому стороны должны были наработать проекты конкретных решений по целому ряду вопросов. Позиция молдавской стороны, фактически, ставит под вопрос достижение данной цели.

- Каковы перспективы возобновления полноформатных переговоров?

- К сожалению, пока не устранено главное препятствие на этом пути, которое возникло в связи с возбуждением молдавскими властями порядка 200 уголовных дел против приднестровских официальных лиц, политиков и бизнесменов.

Отсутствие конкретных действий Кишинева, направленных на скорейшее разрешение данной застарелой, но весьма чувствительной проблемы, сохраняет в переговорном пространстве искусственно выстроенную молдавской стороной стену. Такой заведомо деструктивный подход попирает принципы и процедуры международного переговорного процесса, разрушает само содержание справедливого процесса урегулирования, делая политический диалог невозможным. Очевидно, что когда одна из сторон переговоров находится "в наручниках" - это уже не переговоры, а в лучшем случае допрос с пристрастием.

- Вы упомянули совместный таможенно-пограничный контроль Молдавии и Украины – в чем заключается суть проблемы?

- 4 ноября 2015 года Киев и Кишинев практически тайно договорились об организации на приднестровско-украинской границе в пункте пропуска "Кучурган" совместного таможенно-пограничного контроля.

Реализация данных решений, принятых за рамками переговорного процесса и без учета позиции Приднестровья, неизбежно повлечет за собой ужесточение порядка передвижения населения, осуществления импортных операций через данный пункт пропуска.

Данные действия предпринимаются с единственной целью – установить полный контроль над внешнеэкономической деятельностью Приднестровья путем создания по всему периметру Приднестровья правовой оболочки РМ, что позволит Молдове легально задействовать против республики все имеющиеся рестриктивные механизмы.

Реализация данных планов Кишинева и Киева неизбежно приведет к колоссальным потерям приднестровской экономики, сделает невозможным ввоз целой категории товаров, в том числе физическими лицами, обернется тройным таможенным оформлением приднестровского импорта. Следует также отметить, что данная мера позволит Молдове задействовать рычаги давления на предприятия республики, в отношении руководства которых в РМ возбуждены политически мотивированные уголовные дела. Распространение правового поля РМ на данный участок приднестровской границы сделает невозможным импорт, в частности, социально значимых категорий товаров, что, по факту, реально может привести к продовольственной блокаде ПМР.

Следует подчеркнуть, что появление молдавских силовиков на границе Приднестровья и Украины, т.е. вне Зоны безопасности, в которой взаимодействие военизированных структур сторон строго урегулировано действующими соглашениями, приведет к разбалансированию всей системы стабильности и усилению риска силового противостояния.

Республика Молдова продолжает тактику уклонения от диалога с Приднестровьем

Приднестровская сторона предлагает незамедлительно приступить к консультациям на всех доступных уровнях переговорного процесса в целях поиска взаимоприемлемых решений данной проблемы.

- Каким, на ваш взгляд, представляется выход из ситуации, в которой сегодня оказалось Приднестровье?

- Давление, которое сегодня оказывается на Приднестровье, направлено на искусственное ограничение экономического потенциала республики, подрыв приднестровской государственности, психологическое воздействие на граждан, ассоциирующих себя исключительно с Россией и Русским миром. Конечная цель таких шагов – жесткое силовое вдавливание Приднестровья в состав Молдовы, вытеснение интересов РФ из регионального пространства, расширение экспансии Запада в пространство Восточной Европы наряду с максимальным возможным вытеснением российского информационного, военного, экономического присутствия. Фактически, сегодня против русского Приднестровья ведется "гибридная война", являющаяся частью глобальной войны против России.

В подобных кризисных условиях Приднестровье рассчитывает на укрепление контактов и синхронизацию действий со стратегическим партнером – Российской Федерацией.  Полагаем особо необходимым и своевременным инициировать в РФ широкомасштабную общественно-политическую дискуссию по выработке совместно с Приднестровьем комплексной многоуровневой стратегии поддержки республики.

Сегодня крайне важно организовать системную работу на уровне государственных институтов ПМР и РФ по предотвращению рисков и угроз, стоящих перед республикой, в первую очередь, в области экономики и безопасности.  В частности, по нашему мнению, следует сосредоточиться на недопущении снижения эффективности и функциональности действующей миротворческой операции под эгидой РФ, активизировать общественно-информационную поддержку усилиям российских миротворцев, вынужденных осуществлять поставленные задачи в условиях недружественных действий Кишинева и Киева, нацеленных на ограничение снабжения и кадрового обеспечения миротворческой операции.

Особое внимание следует уделить задаче широкой актуализация в российских СМИ проблематики Приднестровья, вопросов защиты прав и интересов порядка 200 тысяч граждан РФ, проживающих в республике.

- Какие действия в поддержку Приднестровья со стороны России представляются наиболее актуальными?

- В принципиальном плане наиболее насущной задачей для республики является переориентация внешней торговли на рынок Евразийского экономического союза и, в первую очередь, Российской Федерации. По сути, мы говорим о возвращении Приднестровья на традиционный рынок РФ, на который до начала экономической блокады в 2006 году приходилось более 50% всего экспорта.

Сейчас данный показатель в силу искусственных ограничений со стороны соседних государств составляет менее 8%. Восстановление наших позиций на рынках РФ позволит в значительной степени снизить негативное воздействие внешних факторов, послужит дополнительным катализатором укрепления приднестровско-российских связей в торгово-экономической сфере.

В первую очередь крайне востребованным для экспортоориентированной экономики Приднестровья является создание благоприятных условий доступа продукции предприятий республики на территорию РФ. Речь идет, в частности, о формировании лояльного таможенного режима, четкого отделения приднестровской продукции от товаров, произведенных в Республике Молдова.

Мощным импульсом для развития взаимной торговли могло бы стать также налаживание системного сотрудничества между бизнес-сообществами двух государств. В данном контексте приднестровская сторона выступила инициатором проведения российско-приднестровскогно бизнес-диалога "Приднестровье – Россия. Мосты сотрудничества 2016" в рамках 4-го Приднестровского инвестиционно-экономического форума, который пройдет 19-20 мая 2016 года в Тирасполе. Проведение данного мероприятия способствовало бы ознакомлению потенциальных российских инвесторов и партнеров с экономическим потенциалом Приднестровья, оказало бы благотворную роль на процесс налаживания прямых поставок продукции из Приднестровья в Российскую Федерацию, заключения новых торговых контрактов.

Полагаем, что при наличии системной совместной работы выгодное географическое расположение, развитый инфраструктурный потенциал Приднестровье послужат привлечению российских инвестиций, укреплению торгово-экономических и финансовых связей.

И еще. Мы крайне заинтересованы в скорейшем открытии в Тирасполе Российского центра науки и культуры или любого иного представительства "Россотрудничества" для налаживания более тесных гуманитарных связей между Россией и Приднестровьем.

Согласно указу президента РФ открыть такой центр предполагалось еще до конца прошлого года. К сожалению, до сих пор этого не произошло. У нас есть мощный потенциал пророссийских общественных организаций, общественных, спортивных и военно-патриотических объединений - все это требует насыщения практическим результатами. Поэтому нам бы хотелось наладить более интенсивную совместную системную работу на этом социально-гуманитарном направлении.

Беседовал Юрий Козлов