25 МАР, 04:30

Домашнее задание по спасению страны: в Женеве завершился раунд межсирийских переговоров

Очередной этап урегулирования конфликта в Сирии завершился без принятия каких-либо документов

Первый предметный раунд межсирйиских переговоров завершился 24 марта в Женеве. Спустя 11 дней после начала непрямых дискуссий, призванных положить конец пятилетней гражданской войне, делегации покидают Женеву, получив от "дирижера" переговоров, спецпосланника генсека ООН по Сирии Стаффана де Мистуры, "домашнее задание". Сам раунд завершается без подписания или принятия каких либо документов, без прорывов и сенсаций. Их, впрочем, никто и не ждал. Зато многие ждали очередного провала, после которого сложно было бы придумать, что же сможет спасти страну, где с 2011 года, по самым осторожным оценкам ООН, 300 тыс. человек лишились жизни, а половина населения некогда процветающей 22-миллионной страны бежали из родных домов, найдя убежище за рубежом и внутри республики. Фиаско не произошло, и как нельзя лучше происходящее описал де Мистура.

Политический диалог имел место, и он состоялся довольно цивилизованным образом

Стаффан де Мистура

Немного предыстории

Перед началом раунда многие ждали с опаской и тревогой повторения печального опыта предыдущих мирных конференций "Женева-1" и "Женева-2". В 2012 году был принят важный документ о принципах урегулирования, названный Женевским коммюнике. Однако соблюдать его никто не собирался. И война вступила в новую, еще более страшную фазу.

В 2014 году представители правительства и оппозиции собирались в Женеве дважды, однако их позиции не сдвинулись ни на миллиметр. И после взаимных обвинений и критики делегации покинули Швейцарию. Война же стала еще более масштабной, и вскоре миру пришлось привыкнуть в новому словосочетанию: "Исламское государство" (запрещенная в РФ террористическая группировка - прим. ТАСС). Оно не имело ничего общего ни с истинным исламом, ни с государственностью, а стало лишь описанием террористической организации. Зародившись в Ираке, она быстро распространилась по всему региону, отвоевав значительную часть Сирии и устроив столицу в сирийской Ракке. Спустя два года экстремисты из ИГ вышли уже далеко за пределы Сирии, что в который раз показали очередные теракты - на этот раз в Брюсселе, в самый разгар мирных переговоров.

Памятуя о провалах предыдущих мирных конференций, многие довольно скептически оценивали перспективы "Женевы-3". И первая попытка де Мистуры запустить политический мирный процесс, предпринятая в конце января-начале февраля, не увенчалась успехом. Риторика делегаций очень напоминала ту, что была взята ими на вооружение два года назад, и над переговорами вновь нависла угроза провала.

Основные группы сирийской оппозиции. Досье

Начать с нуля

Вполне возможно, именно поэтому де Мистура решил начать нынешний раунд с того, что "обнулил" переговорный процесс. Раунд, начавшийся 14 марта, он назвал первым, а тот, неудачный январский - подготовительным. И без лишней раскачки приступил к переговорам с делегациями, проводя их в непрямом режиме - в один день с делегатами официального Дамаска, в другой - с оппозицией в лице сформированного в Эр-Рияде в декабре прошлого года Высшего комитета по переговорам (ВКП).

Помимо этого, в Женеву прибыли также представители умеренной сирийской оппозиции - групп "Москва - Каир", созданных по итогам прошлогодних конференций в столицах России и Египта, а также "группы Хмеймим", сформированной в начале марта этого года на военной базе в сирийской Латакии. Иногда этот процесс набирал обороты, и в день было несколько встреч, иногда замедлялся, и на выходных делегации "работали с документами".

Кстати, непрерывный обмен этими документами стал одной из характеристик нынешнего раунда. Свое видение того, как прекратить конфликт, письменно выразили все делегации, передав предложения спецпосланнику. На их основании де Мистурой был подготовлен неофициальный документ. В нем суммируются позиции всех сторон, а участникам переговоров предлагается, среди прочего, высказаться за единство и сохранение территориальной целостности страны, поддержать государственное устройство будущей Сирии на основе демократических принципов, без конфессионального деления, с обеспечением прав всех национальных и религиозных меньшинств, а также женщин. "Эти 12 пунктов - хороший способ найти общую базу для дальнейших переговоров... - сказал журналистам де Мистура. - Надеюсь, обе стороны смогут согласиться с ними". Позже он пояснил, что готов работать с представителями всех делегаций, а не только Дамаска и "группы Эр-Рияда". Кстати, делегация правительства взяла время на размышления и увезла документ в Дамаск. Оппозиция назвала изложенные принципы конструктивными, способными привести к началу обсуждения не просто процедурных вопросов, но по-настоящему важных тем.

Судьба Асада - все тот же камень преткновения

Начать следующий раунд в апреле ВКП намерена "с субстантивного обсуждения политического перехода".

В переводе с дипломатического языка это означает, что необходимо создать переходное правительство, в котором не будет места нынешнему президенту Сирии Башару Асаду и его ключевым министрам. И в этом заключается основной камень преткновения на переговорах, потому что представители правительства Сирии не готовы обсуждать судьбу Асада. Этот вопрос они называют "красной чертой", переступать которую не намерены. В качестве ответного шага навстречу оппозиции Дамаск готов пойти на создание "правительства национального единства". В переложении с того же языка дипломатов это означает, что костяк правительства будет тем же, но в него смогут войти представители оппозиции. Но это "красная черта" уже для ВКП.

Повлиять извне

И в такой ситуации внимание переключается на "стороны, которые могут оказать влияние на стороны конфликта". Эта формулировка за прошлые годы очень редко воплощалась в жизнь. Но ситуация стала меняться. В октябре была создана Международная группа поддержки Сирии, куда вошли почти 20 стран, в том числе такие непримиримые соперники как Иран и Саудовская Аравия. В декабре впервые с начала конфликта члены СБ ООН единогласно приняли резолюцию по Сирии, заложившую основу для начала политического процесса. Но самым важным событием, позволившим, по сути, начать мирные переговоры и попытаться положить конец острейшему кризису, стало перемирие, вступившее в силу в ночь на 27 февраля. Иногда казалось, что его успех был отчасти неожиданным даже для его коспонсоров - России и США. Хоть и с ежедневными нарушениями, однако все же в целом соблюдаемое, оно, как подметил де Мистура, спасло за месяц его действия жизни 3 тыс. человек и дало возможность запустить, пусть и со скрипом, политический процесс, в котором нуждается разоренная войной страна.

Позитивное влияние Москвы

Однако еще большим сюрпризом, оказавшим сильное позитивное влияние на переговоры, стало заявление президента России Владимира Путина о выводе части группировки Воздушно-космических сил из Сирии. Оно было сделано 14 марта, в первый день раунда. Сам де Мистура уверен, что ни о каком совпадении здесь речи быть не может. "Возможно, не случайно, что в день, когда мы начали этот раунд переговоров, РФ объявила о сокращении или выводе своего (военного) присутствия и, возможно, тоже не случайно, сейчас, пока мы говорим здесь, в Москве ожидается важная встреча между Джоном Керри и Сергеем Лавровым, которая, я верю, будет полезна для следующей фазы переговоров", - сказал журналистам эмиссар международного сообщества.

Когда ждать нового раунда

О том, насколько полезна будет встреча между госсекретарем США и главой МИД России, известно станет уже довольно скоро. Вернуться на берег Женевского озера они должны в начале апреля. Ориентировочной датой начала нового раунда де Мистура назвал 9-10 апреля, хотя и не исключил, что некоторые стороны приедут в Швейцарию и позже, вплоть до 14 апреля. Таким образом, ооновский дипломат вновь проявил "чрезвычайную гибкость", которую он считает весьма важной для того, чтобы попытаться вывести страну из страшного тупика военного противостояния.

Дело в том, что делегация правительства отказалась возвращаться до проведения парламентских выборов 13 апреля. Оппозиция считает плебисцит нелегитимным и обвиняет Дамаск в попытке затянуть переговоры. Формула же, предложенная де Мистурой, позволяет удовлетворить требования обеих сторон.

Но успех переговоров будет определять, конечно, не дата их возобновления. Будущее миллионов сирийцев будет зависеть от множества компонентов: это и успешность хрупкого перемирия, и то, насколько глубоким будет сотрудничество Москвы и Вашингтона, и то, как поведут себя страны региона, преследующие диаметрально противоположные цели в Сирии. И, конечно, не в последнюю очередь влияние на переговорный процесс окажет то, как делегации выполнят данное им "домашнее задание" и какие ответы на сформулированные де Мистурой принципы они дадут в апреле в Женеве.

 

Корр. ТАСС Илья Дмитрячев, Владимир Костырев, Константин Прибытков.

Читать на tass.ru
Теги