Мирные переговоры в Женеве вступают во вторую неделю
Переговорщики вновь, как и в начале этого года, когда попытка запустить политический процесс провалилась, демонстрируют кардинально разный подход к урегулированию
ЖЕНЕВА, 18 апреля. /Корр. ТАСС Илья Дмитрячев, Владимир Костырев, Дарья Морозова, Константин Прибытков/. Раунд межсирийских переговоров вступает в Женеве во вторую неделю, которая должна стать моментом истины для мирного процесса, проходящего при посредничестве специального посланника генсека ООН по Сирии Стаффана де Мистуры. Формально переговоры возобновились еще 13 апреля, однако все делегации собрались в Швейцарии лишь под конец недели - последним прилетели делегаты официального Дамаска, после чего был объявлен перерыв на выходные. Однако опасение вызывает даже не столько эта пауза. Очень тревожным выглядит то обстоятельство, что переговорщики вновь, как и в начале этого года, когда попытка запустить политический процесс провалилась, демонстрируют кардинально разный подход к урегулированию. Создается впечатление, что их объединяет лишь арабский язык. Да и тот, впрочем, мало помогает сторонам понять друг друга или хоть на миллиметр сблизить позиции.
Сравнение не в пользу
Несмотря на все сложности и проблемы, первый раунд переговоров, прошедший с 14 по 24 марта, был сфокусирован на конкретике. И хотя делегации продолжали игнорировать друг друга - все дискуссии велись исключительно в непрямом режиме, при посредничестве эмиссара ООН, тон дискуссий был взвешенным.
Никто из тех, кто собрался в Женеве, не угрожал покинуть переговорный стол, а сами дискуссии постепенно набирали темп. Стоит признать, по основному вопросу - судьбе президента САР Башара Асада - компромисс оставался так же далек, как и мир для Сирии, стране где за пять лет по самым скромным оценкам ООН, погибли около 300 тыс. человек, а половина из 22-млн жителей покинули свои дома. Делегация оппозиции в лице Высшего комитета по переговорам (ВКП) говорила, что Асад и его ближайшее окружение должны уйти и только тогда можно будет создать переходный руководящий орган - краеугольный камень всего политического процесса, по их глубокому убеждению. Делегация правительства САР определила судьбу Асада как "красную черту", переступать которую они не намеревались ни при каких обстоятельствах.
И все же, несмотря на эти разногласия, по итогам десятидневных дискуссий де Мистуре удалось сформулировать 12 базовых принципов по прекращению войны, поставившей на грань крупномасштабного конфликта весь ближневосточный регион и столкнувшей между собой позиции региональных и международных игроков. Эти принципы отражали те немногие точки соприкосновения, которые опытному 69-летнему ооновскому дипломату удалось нащупать в позициях делегаций. Среди перечисленных в документе принципов - единство и сохранение территориальной целостности страны, государственное устройство будущей Сирии на основе демократических принципов, без конфессионального деления, с обеспечением прав всех национальных и религиозных меньшинств, а также женщин. Именно этот неофициальный документ переговорщики и увезли с собой из Женевы в качестве домашнего задания перед нынешним раундом.
Оппозиция призывает к ответному удару
Однако сейчас урок уже начался, а домашнее задание, если прибегнуть к образному сравнению, не для всех учеников одинаково важно. Так, ВКП продолжает требовать отставки Асада, а также призывает его прекратить наступление на северный город Алеппо. Правительство Сирии заявляет о том, что при поддержке России наносит удары по экстремистам из террористической организации "Джебхат ан-нусра" (запрещена в РФ), которые пытаются вновь взять в кольцо бывшую экономическую столицу страны, где до начала опустошительного противостояния проживали 2,5 млн человек.
ВКП, объединяющий как политических, так и военных противников Асада, говорит о том, что воздушные удары сыплются на голову и их бойцов. Это, предупреждают они, ставит под угрозу режим прекращения боевых действий. Установившееся семь недель назад при активной роли России и США это перемирие фактически заложило основу для мирного процесса в Женеве. А заявление президента РФ Владимира Путина в первый день предыдущего раунда о выводе части группировки ВКС РФ из Сирии дало переговорам мощнейший импульс, что не раз отмечал их "дирижер" де Мистура. Теперь же, утверждает сформированный в декабре прошлого года в столице Саудовской Аравии ВКП, перемирие трещит по швам, а сам Асад демонстрирует нежелание вести политический диалог. Дело дошло до того, что переговорщики "эр-риядской группы" стали из Женевы призывать боевиков не стесняться и отвечать на удары Асада. "В том случае, когда они становятся целями ракет, они должны нанести ответный удар десятком ракет и использовать перемирие также, как его использует режим", - призвал 17 апреля через интернет вооруженных мятежников глава делегации ВКП Асаад аз-Зоуби. При этом бывший бригадный генерал, дезертировавший из армии Асада, предупредил, что оставаться в Женеве ради долгих переговоров он не намерен.
О чем говорит правительство
Правительство тему наступления на Алеппо обходит стороной. Хотя стоит отметить, что делегаты официального Дамаска прибыли в Швейцарию лишь в пятницу, 15 апреля, и, один раз встретившись с де Мистурой, ограничились кратким заявлением. Глава делегации, постпред страны при ООН Башар Джаафари, сделал упор как раз на "домашнем задании". Он рассказал, что правительство подготовило к нему поправки, передало их эмиссару международного сообщества, а тот в свою очередь должен был передать их другим группам переговорщиков. Помимо ВКП, который считает себя единственным представителем противников Асада, оппозиция нынешнему президенту, представлена в Женеве группой "Москва- Каир", а также группой "Хмеймим".
Опасная развилка
И сегодня ключевой вопрос на переговорах состоит не в том, что именно оппозиция ответит на предложения правительства по плану из 12 пунктов. Последние заявления ВКП показывают, что наступательная операция сирийской армии будет для него куда более важной темой, чем какие бы то ни были предложения, поправки к ним и ответы на них. И есть риск, что ситуация вернется туда, где она оказалась в начале этого года, когда именно наступление на Алеппо заставило делегацию ВКП улететь из Женевы, а переговоры завершились, по сути, не начавшись. К тому же свое слово, наконец, должно сказать и правительство. И оно это сделает. На арабском языке. Который правда, будет совсем другим языком чем тот, как котором говорит оппозиция. Ранее "арабско-арабский" словарь де Мистуры помогал найти взаимопонимание. Ближайшие дни покажут, как именно переговорный процесс преодолеет опасную развилку и по какому пути пойдет. Вариантов немного - очередной провал или тяжелые и вязкие переговоры, хорошей альтернативы которым, впрочем, не существует.
Радикальная группировка "Джебхат ан-Нусра". Досье
"Исламское государство" (ИГ) - исламистская террористическая организация, действующая на территории Ирака и Сирии.
Создана 15 октября 2006 года в результате слияния 11 радикальных суннитских формирований. "Костяк" группировки формируют боевики, сражавшиеся с американскими войсками в период их пребывания в Ираке и с силами правительства Башара Асада в Сирии.
ИГ признана террористической организацией в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Турции, Египте, ОАЭ, Индии, Индонезии, а также в России (с 29 декабря 2014 года).