Мрачные прогнозы или что будет, если Великобритания выйдет из ЕС
Эксперты активно размышляют над тем, а что произойдет в том случае, если верх на намеченном на 23 июня плебисците одержат евроскептики
ЛОНДОН, 19 июня. /Корр. ТАСС Илья Дмитрячев/. До референдума по вопросу выхода Великобритании из состава Европейского союза остается всего четыре дня.
И эксперты активно размышляют над тем, а что произойдет в том случае, если верх на намеченном на 23 июня плебисците одержат евроскептики.
У сторонников разрыва отношений между Лондоном и Брюсселем есть свои аргументы и даже расчеты, при которых британская экономика будет чувствовать себя более вольготно в "свободном плавании", без привязки к пирсу европейской бюрократии.
Однако большинство экономистов не разделяют этих оптимистичных взглядов, предсказывая, что, лишившись членства в сообществе 28 государств, Великобритании будет очень непросто продолжать развиваться нынешними темпами, и даже предсказывают финансовые потрясения, которые затронут всех.
Как торговать после "развода"?
Один из самых болезненных вопросов - торговля. В этой области сторонники выхода страны из ЕС так и не сумели предложить более выгодной альтернативы нынешним торговым отношениям. Являясь частью ЕС, исторически торговая держава Великобритания имеет не только беспошлинный доступ к рынкам стран, входящих в блок, но и пользуется преимуществами соглашений о свободной торговле, заключенных Брюсселем с 53 странами.
Можно ли обойтись безо всего этого? В лагере евроскептиков, возглавляемых бывшим мэром Лондона Борисом Джонсоном и его соратником по правящей Консервативной партии, министром юстиции Майклом Гоувом, уверены, что да.
В качестве примера они приводят Исландию, Лихтенштейн и Норвегию, которые не входят в ЕС, но являются частью Европейской экономической зоны (ЕЕА). В этом объединении состоят все государства Евросоюза плюс указанные страны. Это обеспечит Великобритании доступ к общему рынку, однако британский экспорт будет проверяться на соответствие правилам происхождения товаров. Это может стоить Великобритании, по различным оценкам, до 1% ВВП.
Можно пойти по пути Швейцарии, не входящей в ЕЕА, но имеющей двусторонние соглашения с Брюсселем. Минус в том, что эти соглашения не распространяются на большинство финансовых услуг. В частности, будут действовать ограничения для банков, а это чувствительный момент для Лондона, который рассматривает себя как международный финансовый центр.
Самое же неприятное в обоих упомянутых вариантах заключается в том, что и члены ЕЕА, и Швейцария вынуждены выполнять правила и требования ЕС, не имея возможности самим участвовать в их выработке. Так, например, Норвегии пришлось применить 75% законодательных норм ЕС, которые фактически были спущены из Брюсселя. Это явно не тот вариант, к которому призывают ратующие за возвращение себе суверенитета сторонники выхода из состава ЕС.
И, в то же время, нет ничего удивительного в том, что переговорные позиции Лондона пошатнутся вне ЕС. Ведь именно об этом британских евроскептиков предупредила канцлер ФРГ Ангела Меркель: "Вы никогда не достигните результата, на который вы рассчитываете, если вас нет в комнате для переговоров".
Существует также вариант пойти по пути Турции, которая входит в таможенный союз с ЕС. Но он, опять же, распространяется лишь на некоторые виды товаров и не дает доступа к единому рынку финансовых услуг.
Обнулить тарифы и жить по правилам ВТО
Есть и более радикальный вариант, предлагаемый некоторыми сторонниками Brexit (сокращение от словосочетания British exit - "британский выход").
Он заключается в том, чтобы отказаться от идеи единого рынка на том основании, что ЕС торговать с королевством все же выгоднее. В условиях, когда на 45% британского экспорта на ЕС приходится 55% импорта из стран блока, полагают они, коммерческие интересы возобладают и бывшие коллеги по ЕС сами найдут способы установить выгодные торговые связи.
Поэтому евроскептики и предлагают в одностороннем порядке обнулить собственные импортные тарифы и действовать исключительно на основании правил Всемирной торговой организации (ВТО).
"Самый лучший вариант для Великобритании был бы отменить все торговые барьеры с ЕС и свободно торговать со всем миром, включая ЕС, по мировым ценам", - заявил сопредседатель объединения "Экономисты за Brexit" Патрик Минфорд.
ВТО не в восторге
Примечательно, что в самой ВТО без особого восторга воспринимают эту идею. Генеральный директор организации Роберту Азеведу уже предупредил, что дополнительные пошлины в случае выхода Великобритании из ЕС обойдутся британским потребителям в 9 млрд фунтов стерлингов ($13,2 млрд).
Британским экспертам придется начать столь сложные переговоры по пересмотру тысяч тарифных линий, определению квот, субсидий, условий доступа к рынкам, что по объему эта работа будет практически соответствовать присоединению к ВТО с нуля.
Конечно, процесс получения членства Великобритании в организации со штаб-квартирой в Женеве не займет почти 20 лет, как в случае с Россией, но ни простым, ни дешевым он явно не будет.
Мрачные прогнозы от МВФ
Мрачно смотрят на последствия выхода из ЕС и в Международном валютном фонде (МВФ). В распространенном докладе эксперты фонда предупредили, что влияние Brexit на британскую экономику будет "негативным и серьезным". В исследовании приводятся два сценария развития ситуации. В одном из них, более оптимистичном, Лондон быстро проводит переговоры по торговому соглашению с ЕС.
В этом случае ВВП Королевства к 2019 году будет на 1,4% меньше, чем в ситуации, при которой в отношениях Лондона и Брюсселя ничего не меняется.
Негативный сценарий предполагает, что переговоры будут идти трудно. Великобритания в итоге начнет действовать на основании правил ВТО, но к 2019 году ВВП будет на 5,6% ниже, чем могло бы быть, останься страна в ЕС.
Ирония в том, что, по оценкам того же МВФ, потеря ВВП всего на 1% сведет на нет всю выгоду от выхода из ЕС и отсутствия необходимости Лондону делать взносы в общеевропейский бюджет. Непомерно большие выплаты Брюсселю являются одним из главных аргументов сторонников выхода страны из ЕС. Они называют цифру в 350 млн фунтов ($502 млн), которые еженедельно перечисляются на благо ЕС. А по данным статистического ведомства Соединенного Королевства, эта цифра в реальности ниже и составляет 136 млн фунтов ($195 млн).
Позиция других членов ЕС
Все эти прогнозы выглядят тем более зловеще, если принять во внимание, что вряд ли европейские коллеги будут очень сговорчивыми с решившими, образно выражаясь, подать на развод британцами. Более того, они будут не прочь устроить публичную порку.
Как пишет журнал The Economist, три крупнейшие экономики ЕС - Германия, Франция и Италия - страстно хотят, чтобы Великобритания сохранила свое членство, но они не оставят это без последствий. "Я не хочу вас пугать… но во многих областях (в случае выхода из ЕС) будут последствия", - предупредил еще в марте французский президент Франсуа Олланд.
Среди упомянутых стран Франция занимает, наверное, самую жесткую позицию. Отчасти, для того, чтобы пригрозить другим странам блока, который за свою 60-летнюю историю не знал случаев, чтобы кто-то покидал его.
Отчасти - показать и самим французам, что лучше оставаться в ЕС. По опросам компании Pew, негативно относятся к ЕС 61% французов и по этому показателю они превосходят даже британцев, лишь 48% которых настроены против Брюсселя.
Париж вновь подтвердил, что его позиция не изменилась. "Либо ты внутри, либо вовне. На следующий день после выхода (из ЕС) британские учреждения лишатся финансового паспорта", - заявил министр экономики республики Эмманюэль Макрон в интервью газете Le Monde.
Кто еще предостерегает от Brexit
С предостережениями выступили и главы таких организаций, как Всемирный банк (ВБ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Банк Англии, главы крупнейших компаний и корпораций: нефтяных BP и Royal Dutch Shell, горнодобывающих Rio Tinto и Billiton, телекоммуникационных Vodafone и ВТ. К ним присоединились главы аэрокосмической компании Rolls-Royce, оборонной BAE Systems, банка HSBC, авиакомпании EasyJet, автомобильной Jaguar Land Rover, компании розничной торговли Marks and Spencer, аэропортов Heathrow и Gatwick.
Многие иностранные лидеры высказывают поддержку премьер- министру Дэвиду Кэмерону, который, хотя сам и назначил референдум, выступает главной движущей силой сохранения членства. В их числе президенты США, Колумбии, премьер- министры Японии, Канады, почти все европейские главы правительств.
И все же, несмотря на это, число евроскептиков продолжает расти. До последнего времени они лидировали в опросах общественного мнения. И осталось подождать совсем немного, чтобы узнать, какое решение примут британцы - совершат они "прыжок в темноту", как любит выражаться Кэмерон, или "обретут свободу", как парирует его соперник Борис Джонсон. И, реши британцы хлопнуть дверью, появится отличная возможность на практике проверить, насколько реалистичны многочисленные мрачные прогнозы последних месяцев.
Это зловещее слово Brexit: Кэмерон назвал дату референдума о членстве страны в ЕС