КИЕВ, 28 июня. /ТАСС/. Конституция Украины, которой исполняется 20 лет, оказалась самым "неустойчивым" законом в стране. За свою недолгую историю она пережила уже пять масштабных изменений. В настоящее время парламентарии вновь готовятся ее подправить.
Децентрализация с особым статусом для Донбасса
На сей раз конституционная реформа вызвана необходимостью провести в стране децентрализацию власти в рамках объявленной в свое время президентом Петром Порошенко программы государственных преобразований. Одновременного этого требуют и минские соглашения по урегулированию конфликта на востоке Украины, обязывающие Киев предоставить Донбассу особый статус управления.
31 августа 2015 года Верховная рада приняла поправки в основной закон о децентрализации в первом чтении. Однако представители провозглашенных республик заявили тогда, что не могут с ними согласиться, так как не принимали участия в их обсуждении. Представители радикально-националистических сил в Раде со своей стороны предупредили, что во втором чтении будут голосовать против децентрализации, не позволив набрать необходимое конституционное большинство в 300 голосов. В результате конституционная реформа на Украине оказалась "заморожена".
В кулуарах Верховной рады сейчас поговаривают, что Порошенко планирует уже в ближайшие дни внести в парламент новый пакет изменений в основной закон по децентрализации с учетом особого статуса для Донбасса и молниеносно проголосовать за него в первом чтении, а к осени найти необходимое конституционное большинство в 300 голосов.
"Поправки (по децентрализации) примут за три дня, до каникул, которые начинаются 15 июля, дальше пока не пойдут, чтобы не накалять обстановку", - считает парламентарий от "Оппозиционного блока" Василий Нимченко. По словам ряда депутатов, в администрации президента сейчас "ищут формулировки для определения статуса неподконтрольных Киеву территорий Донецкой и Луганской областей".
В понедельник спикер Верховной рады Украины Андрей Парубий также заявил о возможности отказаться от уже одобренных парламентом в первом чтении изменений в конституцию и начать процедуру их принятия заново. Он предложил разделить поправки на два отдельных законопроекта - о децентрализации власти на Украине как таковой и о предоставлении особого статуса отдельным районам Донецкой и Луганской областей.
Объясняя такой подход, он напомнил, что между первым и вторым чтением из законопроекта "не может быть изъято ни одного пункта, не может быть изменено ни одной точки, ни одной запятой". Но в нынешнем виде документ не набирает необходимого числа голосов как раз из-за Донбасса. Поэтому, по его убеждению, необходимо начать этот процесс фактически с самого начала, выделив пункт (об особом статусе) в отдельный законопроект изменений в конституцию, несмотря на то, что тогда снова будет необходимо решение Конституционного суда и новое рассмотрение каждого из двух законопроектов в двух чтениях.
Порошенко хочет менять конституцию кардинально
Впрочем, задумывая нынешнюю конституционную реформу, сам Петр Порошенко заботился не столько о Донбассе, сколько о своих собственных интересах. Президент никогда не скрывал, что ему вообще не нравится ни одна из пяти прежних редакций. Поэтому он предложил свой собственный вариант.
Эксперты считают, что эти изменения нацелены лишь на усиление полномочий президента вместо соблюдения системы "сдержек и противовесов". Согласно действующей конституции, кандидатуру премьера на рассмотрение парламента президент вносит "по предложению коалиции депутатских фракций". В редакции Порошенко сказано, что кандидатура главы правительства вносится президентом "с учетом предложения парламентской коалиции".
Расширение полномочий президента предусмотрено и относительно назначения и увольнения генерального прокурора и главы Службы безопасности Украины (СБУ). В действующей конституции согласие парламента необходимо и при назначении и при освобождении генпрокурора. Согласно предложенным изменениям, парламент не сможет больше помешать желанию президента единолично освободить генпрокурора. Окончательно кадровые привилегии закреплены в разделе о полномочии главы государства, где право президента на освобождение главы СБУ и генпрокурора четко отделены от необходимости получения согласия Верховной рады.
Вообще предлагается отменить влияние парламента на назначение и увольнение главы Антимонопольного комитета. Порошенко также предлагает, чтобы парламентское большинство создавалось не из фракций, как в нынешней редакции конституции, а за счет индивидуального членства в коалиции.
В проекте изменений в конституцию предлагается также ликвидировать областные и районные государственные администрации. Их полномочия передаются исполнительным комитетам соответствующих местных советов. По нынешним законам, областные и районные государственные администрации осуществляют исполнительную власть на местах: утверждают и распоряжаются бюджетами регионов и программами социально-экономического развития, обеспечивают правопорядок и соблюдение гражданами законов.
Предлагается также ввести институт представителей президента в регионах, которые будут следить за соблюдением конституции, законов и координировать работу исполкомов местных советов. Также они будут наделены правом останавливать любые решения органов местного самоуправления, которые нарушают законы Украины. Для этого представителю президента достаточно будет обратиться в суд. Главы областных и районных госадминистраций сейчас таких полномочий не имеют.
Порошенко обезопасил себя от импичмента
2 июня Рада уже приняла изменения в конституцию в части правосудия и новый закон "О судоустройстве и статусе судей". Этими изменениями предусмотрена ликвидация в нынешнем виде Верховного суда, а также всех высших специальных судов, в том числе и Высшего административного суда. Глава нынешнего Высшего административного суда Александра Нечитайло считает, что эти изменения приведут к невозможности импичмента президенту.
"По действующей конституции, заключение относительно наличия в действиях президента признаков государственной измены или другого преступления дает Верховный суд. Через три месяца, когда изменения вступят в силу, вопрос импичмента зависнет, потому что не будет органа, который может это сделать", - сказал Нечитайло, пояснив, что создаваемый новый Верховный суд с 4 кассационными судами и Большой палатой в составе не будет иметь таких полномочий.
Он допускает, что власть сознательно создала такую коллизию. "Делалось ли это сознательно? Думаю, что они (власти) перестраховались", - подчеркнул глава Высшего административного суда. Поэтому сегодня Нечитайло считает необходимым дорабатывать пакет конституционных изменений и новую редакцию закона о судоустройстве.
Конституция под президента
Украина, обретя независимость в 1991 году, почти пять лет после это еще прожила по конституции Украинской ССР от 1978 года. Новая конституция была принята парламентом только 28 июня 1996 года. Этот день теперь и отмечается на Украине как День Конституции.
Правда, в жизни праздником "торжества закона" он так и не стал. Каждый новый глава независимой Украины неизменно пытался "подправить" главный юридический документ.
В период с 1996 года президенты Леонид Кучма, Виктор Ющенко и Виктор Янукович были инициаторами пяти кампаний по внесению изменений, две из них - в 2000 и 2009 годах - окончились безрезультатно, две другие - в 2004 и 2010 годах - привели к коренному изменению политического строя страны.
Так 2004 году была проведена политическая реформа, в результате которой Украина превратилась из президентско-парламентской в парламентско-президентскую республику. Однако в 2010 году Конституционный суд принял решение, что политреформа была принята с нарушениями, и Украина вновь вернулась к конституции в редакции 1996 года, но не только.
Виктор Янукович не просто возвратил себе ряд мощных полномочий, но и расширил их. Так, он получил полномочия самостоятельно принимать решение о кандидатуре на пост премьер-министра, направлять на рассмотрение ее в парламент, увольнять премьер-министра. Ранее депутаты Верховной Рады выбирали премьера самостоятельно.
Президент получил право назначать и увольнять любого представителя кабинета министров, а также генерального прокурора и главу СБУ. Ранее это касалось только министра обороны и министра иностранных дел. Кроме того, президент мог теперь самостоятельно назначать глав Фонда госимущества и Антимонопольного комитета, а также имел право создавать, реорганизовывать и ликвидировать любой орган исполнительной власти.
Ситуация вновь изменилась в 2014 году. Под влиянием "евромайдана" Янукович вынужден был пойти на уступки и отказаться от большинства президентских прав. Украина 21 февраля вновь вернулась к парламентско-президентской форме правления. Депутаты получили право формировать правительство, а срок полномочий парламента увеличился с 4 до 5 лет.
Однако последовавшая буквально на следующий день смена власти в Киеве и проведение новых президентских выборов дали повод победившему на них Петру Порошенко объявить о необходимости проведения в стране широких политических реформ, включая, конечно, конституционную.