Великобритания: экономические последствия Brexit
Специалисты не исключают финансовых потрясений, которые затронут всех
ЛОНДОН, 8 июля. /Корр. ТАСС Илья Дмитрячев/. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило долгосрочный кредитный рейтинг Великобритании в иностранной и национальной валютах с наивысшего "ААА" до "АА" с "негативным" прогнозом. Появилось это заявление 27 июня, то есть три дня спустя после того, как большинство британцев на общенациональном референдуме проголосовали за выход страны из состава ЕС.
О пристальном внимании к итогам голосования британцев со стороны международных инвесторов и финансистов можно было судить хотя бы по поведению курса фунта стерлингов. Когда стало известно о том, что Brexit (сокращение от словосочетания British exit - "британский выход") стал реальностью, фунт упал до отметки 1,37 доллара - самой низкой за последние три десятилетия.
Как торговать?
Однако падение курса национальной валюты - лишь одна из граней той сложной ситуации, в которой оказалась страна. По мнению экспертов, вне ЕС Великобритании будет очень непросто продолжать развиваться нынешними темпами. Специалисты не исключают даже финансовых потрясений, которые затронут всех.
Один из самых болезненных вопросов - торговля. В этой сфере сторонники выхода страны из ЕС так и не сумели предложить более выгодной альтернативы существующим ныне торговым отношениям. Являясь частью ЕС, Великобритания, торговая держава, имеет не только беспошлинный доступ на рынки стран, входящих в блок, но и пользуется преимуществами соглашений о свободной торговле, заключенных Брюсселем с 53 государствами.
В лагере евроскептиков, возглавляемых бывшим мэром Лондона Борисом Джонсоном и его соратником по правящей Консервативной партии - министром юстиции Майклом Гоувом, уверены, что без всего этого Великобритания отлично проживет.
В качестве примера они приводят Исландию, Лихтенштейн и Норвегию, которые не входят в ЕС, но являются частью Европейской экономической зоны (ЕЭЗ). В этом объединении состоят все государства Евросоюза плюс указанные страны. Это обеспечит Великобритании доступ к общему рынку, однако британский экспорт будет проверяться на соответствие правилам происхождения товаров. Это может стоить Великобритании, по различным оценкам, до 1% ВВП.
Швейцарский и турецкий варианты
Можно пойти по пути Швейцарии, не входящей в ЕЭЗ, но имеющей двусторонние соглашения с Брюсселем. Минус в том, что эти соглашения не распространяются на большинство финансовых услуг. В частности, будут действовать ограничения для банков, а это чувствительный момент для Лондона, который рассматривает себя как международный финансовый центр.
Самое же неприятное заключается в том, что Швейцария вынуждена выполнять правила и требования ЕС, не имея возможности самой участвовать в их выработке. Так, например, Норвегии пришлось признать 75% законодательных норм ЕС. Это явно не тот вариант, к которому призывают ратующие за возвращение себе суверенитета сторонники выхода из состава ЕС.
Нет ничего удивительного в том, что переговорные позиции Лондона пошатнутся вне ЕС. Ведь именно об этом британских евроскептиков предупредила канцлер ФРГ Ангела Меркель: "Вы никогда не достигните результата, на который рассчитываете, если вас нет в комнате для переговоров". Существует также возможность пойти по пути Турции, которая входит в таможенный союз с ЕС. Но он, опять же, распространяется лишь на некоторые виды товаров и не дает доступа к единому рынку финансовых услуг.
Обнулить тарифы и жить по правилам ВТО
Есть и более радикальный вариант, предлагаемый некоторыми сторонниками Brexit.
Он заключается в том, чтобы отказаться от идеи единого рынка на том основании, что ЕС торговать с королевством все же выгоднее. В условиях, когда на 45% британского экспорта на ЕС приходится 55% импорта из стран блока, полагают они, коммерческие интересы возобладают, и бывшие коллеги по ЕС сами найдут способы установить выгодные торговые связи. Поэтому евроскептики и предлагают в одностороннем порядке обнулить собственные импортные тарифы и действовать исключительно на основании правил Всемирной торговой организации (ВТО).
Примечательно, что в самой ВТО без особого восторга воспринимают эту идею. Генеральный директор организации Роберту Азеведу уже предупредил, что дополнительные пошлины в случае выхода Великобритании из ЕС обойдутся британским потребителям в 9 млрд фунтов стерлингов ($13,2 млрд). Британским экспертам придется начать сложные переговоры по пересмотру тысяч тарифных линий, определению квот, субсидий, условий доступа к рынкам. По объему эта работа будет практически соответствовать присоединению к ВТО с нуля.
Неизбежное падение ВВП
Мрачно смотрят на последствия выхода Соединенного Королевства из ЕС и в Международном валютном фонде (МВФ). В распространенном за несколько дней до референдума докладе эксперты фонда предупредили, что влияние Brexit на британскую экономику будет "негативным и серьезным".
В исследовании приводятся два сценария развития ситуации. В одном из них, более оптимистичном, Лондон быстро проводит переговоры по торговому соглашению с ЕС. В этом случае ВВП Королевства к 2019 году будет на 1,4% меньше, чем в ситуации, при которой в отношениях Лондона и Брюсселя ничего не изменилось бы.
Негативный сценарий предполагает, что переговоры будут идти трудно. Великобритания в итоге начнет действовать на основании правил ВТО, но к 2019 году ВВП будет на 5,6% ниже, чем мог бы быть, останься страна в ЕС.
Ирония в том, что, по оценкам того же МВФ, потеря ВВП всего на 1% сведет на нет всю выгоду от выхода из ЕС и отсутствия необходимости Лондону делать взносы в общеевропейский бюджет. Непомерно большие выплаты Брюсселю были одним из главных аргументов сторонников выхода страны из ЕС. Они называли цифру в 350 млн фунтов ($502 млн), которые еженедельно перечисляются на благо ЕС. По данным же статистического ведомства Соединенного Королевства, эта цифра составляет 136 млн фунтов ($195 млн).
Бей чужих, чтобы свои боялись
Все эти прогнозы выглядят тем более зловеще, если принять во внимание то, что европейские коллеги не намерены быть сговорчивыми с решившими, образно выражаясь, подать на развод британцами.
Германия, Франция и Италия не оставят это без последствий. Отчасти, для того, чтобы пригрозить другим странам блока, который за свою 60-летнюю историю не знал случаев, чтобы кто-то покидал его. Отчасти это нацелено и на собственное население. Так, по опросам американского исследовательского центра Пью, негативно относятся к ЕС 61% французов, и по этому показателю они превосходят даже британцев.
О том, что ЕС настроен решительно, стало ясно сразу, как были объявлены результаты плебисцита: многие европейские лидеры призвали Лондон сразу же начать процедуру выхода.
Статья 50 - Лондон не спешит
Но Лондон не торопится. Так, премьер-министр Дэвид Кэмерон, заявивший об уходе в отставку после того, как стало известно о поражении на плебисците сторонников евроинтеграции, подчеркнул, что этой задачей должно заняться уже будущее правительство.
И именно новый премьер и новый кабинет министров будут решать, не только каким образом вести эти переговоры, но и когда их начинать путем задействования статьи 50 Договора о ЕС, в которой прописана процедура выхода из сообщества. "Британское правительство не будет запускать статью 50 на данном этапе. Прежде чем сделать это, мы должны определиться с тем, какие отношения мы хотим иметь с ЕС. У нас есть время, чтобы проанализировать нашу позицию и потом запустить эту статью", - сказал Кэмерон, выступая в парламенте на специальной сессии, посвященной последствиям выхода. "Это наше суверенное решение, и принять его может одна лишь Великобритания", - добавил он.
Кэмерон сказал, что сам не является сторонником спешки в начале переговоров с Брюсселем, хотя во время всей агитационной кампании грозил, что первое, что он сделает в случае победы сторонников Brexit - задействует статью 50. Он дал понять, что не исключает возможности предварительных консультаций, о чем в последние дни не раз говорили евроскептики.
"Я думаю, что правильно будет, если нынешнее правительство подготовит базу для будущего кабинета министров, чтобы он мог выбрать предпочтительный для себя вариант, если он проведет определенные консультации и лишь потом запустит статью 50, - сказал Кэмерон. - У нее есть двухлетний лимит (для ведения переговоров), и этот срок может быть продлен лишь при согласии всех других 27 членов, а в конце этого двухлетнего периода, если у вас нет договоренности, вы начинаете действовать по правилам ВТО".
Прощай, Трансатлантическое партнерство
Тем временем Brexit привел к тому, что Великобритания теперь точно перестанет быть частью переговоров о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП) - зоны беспошлинной торговли с населением 820 млн человек. Помимо США и ЕС этот проект охватывает Канаду, Мексику, Швейцарию, Норвегию, Исландию, Лихтенштейн и ряд государств - кандидатов в члены ЕС.
"Само соглашение не находится под угрозой из-за того, что в нем не будет участвовать Великобритания", - заявил корр. ТАСС научный сотрудник бернского Института всемирной торговли (World Trade Institute), доцент кафедры международного экономического права Чилийского университета Родриго Поланко. "Для США больший интерес представляет развитие торговых отношений и инвестиций с другими странами Европы, а не с Великобританией, с которой у США и так большой объем торговли и инвестиций. Я думаю, что для Вашингтона это соглашение и дальше будет оставаться интересным", - указал Поланко.
При этом он считает, что теперь, когда большинство подданных Великобритании высказалось за выход из ЕС, Лондону необходимо дождаться реакции Евросоюза. "Результаты референдума изумили всех. Сейчас нужно дождаться реакции Европы", - сказал он. Поланко предупредил, что реакция эта, вероятнее всего, будет жесткой. "Сигнал будет очевидным - санкции в отношении Великобритании за выход из ЕС окажутся жесткими. Потому что без такого твердого подхода, может быть, выйдут Греция, Нидерланды и другие страны", - подчеркнул он.
"Таким образом, есть много неизвестных моментов. Но одно я могу сказать с уверенностью: Лондон не сможет участвовать в этих переговорах, не будучи частью ЕС", - подытожил эксперт.
Сегодня некоторые из негативных сценариев начинают сбываться. Например, проседание курса национальной валюты. По словам аналитиков, будет интересно посмотреть, какую именно позицию займут британские переговорщики. С одной стороны, на них давит Брюссель, с другой - рынок, которому как воздух нужна стабильность и предсказуемость.
И не успели инвесторы переварить новость от Standard & Poor's, как информагентства сообщили о том, что уже другое международное рейтинговое агентство - Fitch понизило долгосрочные кредитные рейтинги Великобритании в иностранной и национальной валютах с "АА+" до "АА" с "негативным" прогнозом.