Эксперты: расхождения по Сирии не исключают для Москвы и Анкары поиск совместных решений
Традиционная риторика Анкары о необходимости смещения президента Сирии Башара Асада постепенно смягчается, считают эксперты
МОСКВА, 10 августа. /ТАСС/. Несовпадающие взгляды российского и турецкого руководства на проблему сирийского урегулирования не исключают возможность поиска точек соприкосновения в позициях Москвы и Анкары, считают опрошенные ТАСС эксперты.
В ходе состоявшейся во вторник в Санкт-Петербурге встречи президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана обсуждение сирийского кризиса заняло два часа. Столько же времени продолжались и переговоры о возобновлении торгово-экономического сотрудничества после кризиса в двусторонних отношениях из-за сбитого турецкими ВВС российского самолета Су-24 над территорией Сирии.
По мнению экспертов, на самом деле именно дискуссия о будущем Сирии, ставшей причиной затяжного конфликта между Москвой и Анкарой, была главной темой встречи. "Наши взгляды по урегулированию далеко не всегда совпадали на сирийском направлении. Мы договорились, что … соберемся отдельно с министрами иностранных дел, с представителями специальных служб, обменяемся информацией и поищем решения", - сказал Путин, предваряя обсуждение сирийской проблематики.
Целостность Сирии - в общих интересах
"Главным вызовом для официальной Анкары является курдское движение в Турции и в Сирии. Рабочая партия Курдистана (РПК), борющаяся за политические права курдов в Турции и создание курдской автономии, а также отряды защиты курдского народа в северной части Сирии считаются в Турции террористическими организациями, а в России таковыми не считаются. В этом главный предмет расхождения в позициях Москвы и Анкары", - сказал ТАСС президент Института религии и политики Александр Игнатенко.
По его словам, стремление курдов к автономии по примеру Иракского Курдистана воспринимается Анкарой как угроза территориальной целостности Турции. Поэтому сирийские курды, объявившие в марте о создании региональной федеративной администрации на севере Сирии (Федерации Северной Сирии) - это враги Турции.
"Анкара опасается, что провозглашение Федерации Северной Сирии вызовет эффект домино. Поэтому Турция не от хорошей жизни вынуждена была перейти на позицию поддержки сохранения сирийской государственности и территориальной целостности Сирии. Это обстоятельство является точкой соприкосновения в подходах Москвы и Анкары к будущему Сирии", - считает Игнатенко.
"Точка соприкосновения может перерасти в дорожную карту по выработке мер для сохранения территориальной целостности Сирии", - подчеркнул востоковед.
Доцент Института стран Азии и Африки Вячеслав Шлыков напомнил, что до инцидента со сбитым российским Су-24 Турция претендовала на часть территории северной Сирии, предлагая создать там буферную зону, вела обстрел этих районов дальнобойной артиллерией. "Но размещение российских противоракетных систем С-400 в Сирии опрокинуло планы Турции завоевать населенные курдами сирийские районы. Турецкая авиация больше не может летать над этой территорией. Это обстоятельство дает Москве возможность договориться с Анкарой о целостности послевоенной Сирии при исключении возможности создания курдского государственного образования", - отметил тюрколог.
Судьба Асада - отложенный вопрос
Собеседники агентства считают, что традиционная риторика Анкары о необходимости смещения президента Сирии Башара Асада постепенно смягчается.
"Требование немедленной отставки Асада для Анкары постепенно становится отложенным вопросом, который должны в будущем решать сами сирийцы. Тут мы наблюдаем позитивную динамику в сторону российской позиции", - полагает Игнатенко.
Шлыков согласен, что в отношении судьбы Асада и в США, и в Турции "наблюдаются подвижки", ультиматумы уже не звучат, хотя до сближения позиций далеко.
О чем говорили военные?
Помимо курдского вопроса одним из главных расхождений в позициях Москвы и Анкары остается отношение к террористическому "Исламскому государству" (ИГ, запрещено в России).
Александр Игнатенко напомнил, что глава Национальной разведывательной организации Турции Хакан Фидан ранее заявлял, что "Исламское государство" следует рассматривать как политическую реальность, с которой Турции придется сосуществовать. "Многие жители Сирии, стран Ближнего и Среднего Востока, включая Турцию, рассматривают ИГ как защитника суннитских интересов. Поэтому до недавнего времени ИГ как террористическая организация упоминалась в Турции через запятую после Рабочей партии Курдистана - главной угрозы национальной безопасности", - отметил исламовед.
Вячеслав Шлыков считает, что Анкара всерьез не рассматривала угрозу со стороны ИГ до тех пор, пока боевики этой террористической организации не совершили кровопролитные вылазки в Турции. В январе они устроили взрыв в Стамбуле, который унес жизни немецких туристов, а летом нынешнего года - крупный теракт в международном аэропорту имени Ататюрка.
"Поскольку в переговорах Путина и Эрдогана в Санкт- Петербурге участвовали начальник Генштаба РФ Валерий Герасимов и глава Национальной разведывательной организации Хакан Фидан, не исключаю, что российская сторона ставила вопрос об усилении контроля на турецко-сирийской границе, об ограничении подпитки антиасадовских сил в Алеппо, где идут затяжные бои, о перекрытии кислорода для военно- технической помощи боевикам ИГ", - считает Шлыков.
"Для Реджепа Эрдогана поиск выхода из тупика, связанного с проводимой им на протяжении пяти последних лет провальной политики в Сирии, является такой же важной задачей, как наведение порядка у себя дома после вооруженного мятежа. Одной из стратегических целей для президента Турции является налаживание отношений с Россией. Поэтому можно ждать выработки взаимоприемлемых решений и в сирийском урегулировании", - заключил тюрколог.