25 лет независимости Украины: политики и эксперты по-прежнему спорят о суверенитете
24 августа 1991 года Верховный совет УССР принял Акт провозглашения независимости страны
КИЕВ, 22 августа. /ТАСС/. В среду, 24 августа, Украина отметит 25-ю годовщину провозглашения государственной независимости. В преддверии даты ведущие политики и эксперты ведут горячие дискуссии о том, чего удалось добиться стране за эти годы, а чего - нет. Единственное, в чем они согласны, так это в том, что спустя четверть века вопрос о достижении реальной независимости Украины не потерял своей актуальности.
"Сегодня уровень суверенности страны немногим выше уровня Украинской ССР, - уверен директора Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. - Формальных ее признаков больше, но реальных политических - нет. А учитывая зависимость государства от западных стран, мы можем констатировать, что исторический круг для Украины замкнулся, и в политическом плане мы вернулись в 1991 год. Только теперь мы зависим не от Москвы, а от Брюсселя и Вашингтона".
Рождение независимости
24 августа 1991 года Верховный совет УССР принял Акт провозглашения независимости страны. Любопытно, что за три недели до этого, 1 августа, приехавший на Украину президент США Джордж Буш рекомендовал ей не торопиться с отделением от СССР. Однако случилось то, что случилось, и Леонид Кравчук подписал Беловежское соглашение о прекращении существования СССР. Этот факт считается главным "достижением" первого президента.
Как заявил украинский политолог Вадим Карасев в интервью изданию "Газета.ua", в начале своего пути Украина выбрала независимость, так как "националисты хотели создать суверенное государство и понимали окно возможностей, а коммунисты боялись демократизации Ельцина и антикоммунизации". "Таким образом, получили независимость. Формально - от СССР. Но не от России", - говорит эксперт.
При Кравчуке были сформированы основные государственные структуры нового государства, произошло признание Украины на мировой арене. Именно при нем Киев отказался от ядерного оружия, получив международные гарантии безопасности.
Но нарастающие экономический и политический кризисы привели в 1994 году к тому, что Кравчука сменил Леонид Кучма. При нем страна обрела свою Конституцию и свою национальную валюту - гривну, экономические реформы были более успешными.
"Политический курс Украины до 1998 года - это курс на дружбу с Россией, на сохранение экономических связей с постсоветскими республиками, на сохранение экономического потенциала страны, это попытка построить индустриальную, экономически развитую страну, которая как союзная республика до начала 1991 года входила в двадцатку наиболее развитых стран мира", - охарактеризовал первые годы независимости Бортник. С политической точки зрения, по его словам, тогда Украина проводила "курс слабого, постепенного, дружелюбного дистанцирования от советских республик, но с обязательным сохранением экономических связей с ними".
Расцвет независимости
К своему второму президентскому сроку Леонид Кучма подошел уже как более прозападный политик, одолев на выборах 1999 года лидера коммунистов Петра Симоненко. Тогда же в политику пошел крупный украинский бизнес. "Партии начали использовать как защиту бизнеса от рейдерства. Вот почему возникла олигархическая партийная система. Окружение Кучмы, Ющенко, Януковича и Порошенко - бизнесовые кланы, использовавшие политику для дальнейшей экспансии - такие вынужденные государственники, для которых государство - инструмент", - отметил политолог Карасев.
Именно тогда Украина начала искать "свою политику". "Во второй президентский срок Леонида Кучмы (1999-2004 гг.) Украина строила с политической точки зрения "не Россию", - считает Бортник, напоминая, что именно в это время на Украине в политическом лексиконе появились "нотки НАТО и ЕС", а мощные олигархические группы стали все более зависимыми от западных стран, потому что те обеспечивали им сохранность капитала.
Второй срок Кучмы - время наиболее независимой Украины, считает Бортник.
"Тогда Кучма пытался балансировать между Западом и Востоком, время от времени вступая в конфликты", - вспоминает политолог, имея в виду, прежде всего, конфликт между Киевом и Москвой вокруг острова Тузла в Керченском проливе Азовского моря. При этом Украина не сдавала своих экономических позиций. Тогда, по мнению Бортника, было время, когда Украина предприняла реальную попытку построить нейтральное, внеблоковое государство, "заигрывая и с Россией, и с Западом, пытаясь построить и не Украину, и не Россию".
После прихода к власти в 2004 году президента Виктора Ющенко Украина уже открыто провозгласила курс на евроинтеграцию и НАТО. В результате конституционной реформы страна из президентско-парламентской превратилась в парламентско-президентскую республику. Но уже к 2008 году государство вновь поразил острый экономический кризис, а следом и политический, в результате которого место главы государства занял главный оппонент Ющенко - Виктор Янукович.
Еще по итогам трех лет правления Януковича, словно предчувствуя перемены, известный украинский политолог Владимир Фесенко отмечал растущее внутриполитическое напряжение в стране. "Роковой ошибкой Януковича может стать очень быстрое и масштабное усиление его ближайшего окружения, нарушающее баланс сил, сужающее и, тем самым, ослабляющее его авторитет, вызывающее раздражение в обществе", - отмечал тогда Фесенко.
Тем не менее, считает Бортник, "с приходом Януковича на Украине возобновилось строительство нейтрального, внеблокового государства, была попытка разыграть карту позднего Кучмы".
Зависимость независимости
В 2013 году, до "евромайдана", более трети населения Украины День независимости воспринимало просто как обычный выходной, и лишь четверть - как праздник. После 2013 года отношение к этой дате стало иным.
Силовое свержение Януковича в феврале 2014 года сегодня на Украине одними оценивается как реальное начало независимости страны, а другими - как окончательную ее потерю.
"25 лет назад, - по мнению Карасева, - вызов для Украины заключался в том, что независимость была во многом формальной, пустой, и только в 2014 году мы можем говорить о реальной независимости как о некой ценности. Тем не менее страна во многом и поныне зависит от России и будет от нее зависеть". "То есть независимость - это понятие относительное, - считает политолог. - Независимость - это правильно отформатированная зависимость".
По мнению же Бортника, сегодня вновь, как и четверть века назад, встает вопрос о реальном суверенитете Украины. "Будущее Украины ныне определяется, к сожалению, не в Киеве, а в Брюсселе и в Вашингтоне с вмешательством других политических элит, - говорит он. - Украина устами нынешнего резидента Петра Порошенко открыто провозглашает евроинтеграционные и евроатлантические направления, не имея реальных шансов туда попасть в ближайшие 20 - 25 лет, и строит уже "АнтиРоссию". При этом само это понятие имеет гораздо более широкое толкование - это не просто "АнтиРоссия", это также и "АнтиБелоруссия", и "АнтиКазахстан", и "АнтиАрмения", и "АнтиЕвразийский союз".
В этом году в условиях конфликта на востоке страны, который в Киеве подают неизменно как угрозу независимости Украины, глава государства распорядился провести военный парад, посмотреть на который пригласили президента Польши Анджея Дуду.
Однако, по мнению Бортника, "День независимости - это праздник, право праздновать который нужно еще заслужить, а украинские политические элиты, которые выйдут 24 августа, этого права явно не заслужили".
По большому счету, за историю независимости Украины ни одна внешнеполитическая цель так и не была достигнута, даже вожделенный безвизовый режим. "Относительная легкость получения независимости создала проблемы: элита и общество легкомысленно отнеслись к этому подарку судьбы, - поясняет Карасев. - Сейчас наступает этап осознания, что за независимость нужно бороться, и не только военным путем, но и реформами, политикой, ответственными словами и действиями".