Следователи утверждают, что МН17 был сбит российским "Буком", но данные из РФ не изучали
Международная Совместная следственная группа также пришла к выводам, что самолет был атакован из района населенного пункта Первомайское, который находился под контролем ополченцев
НЬЮВЕГЕЙН /Нидерланды/, 28 сентября. /Корр. ТАСС Денис Дубровин и Виталий Чугин/. Международная Совместная следственная группа (ССГ), состоящая из представителей Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины, представила в среду первые предварительные результаты уголовного расследования крушения малайзийского Boeing 777. По их словам, следствие располагает "неопровержимыми доказательствами" того, что 17 июля 2014 года рейс MH17 был сбит с территории, подконтрольной ополченцам, из зенитно-ракетного комплекса "Бук", завезенного с территории РФ. Однако сам глава следственной группы признал при этом, что данные, представленные в свое время Российской Федерацией, следствие, по сути, проигнорировало.
Выводы ССГ
Международная Совместная следственная группа пришла к выводу, что Boeing МН17 был сбит с земли, рассказал руководитель ССГ голландский прокурор Фред Вестербеке.
"Сначала ССГ исключила два возможных сценария - несчастного случая и террористического акта внутри самолета, после чего сосредоточилась на сценарии уничтожении Boeing другим самолетом, который тоже удалось исключить на основании данных радаров, предоставленных Россией, Украиной и анализа переговоров самолетов с диспетчерами на земле, - сказал он. - Поэтому ССГ утверждает, что MH17 был сбит с земли".
- МИД РФ: следствие по крушению Boeing на Украине предвзято и политически мотивировано
- Малайзия созывает встречу с Австралией и Нидерландами по делу о крушении Boeing
- ЛЭМЗ: по данным радара, запуска ракеты из Снежного не было
- МИД Украины удовлетворен предварительными результатами расследования катастрофы МН17
ССГ также полагает, что малайзийский Boeing был сбит из зенитно-ракетного комплекса "Бук", завезенного с территории РФ.
"Бук", который был использован для уничтожения самолета, был ввезен с российской территории, и ССГ смогла установить точный маршрут его перевозки", - заявил в свою очередь на пресс-конференции глава центрального департамента уголовных расследований национальной полиции Нидерландов Уилберт Паулиссен.
По словам Паулиссена, "маршрут конвоя, перевозившего "Бук", был установлен на основании анализа расположения телефонных мачт, которые принимали сигнал с телефонов членов конвоя". "Помимо этого, была проанализирована информация социальных сетей, видеоматериалы и фотоматериалы", - отметил он.
В ходе доклада журналистам были представлены записи телефонных переговоров на русском языке, которые, по утверждению Паулиссена, свидетельствуют о маршруте перемещения конвоя, перевозившего "Бук". Согласно этим записям, конвой сделал остановку в Донецке, где его видели "множество свидетелей". Затем конвой направился в район Снежного, откуда "Бук" своим ходом направился на юг, к полю возле Первомайского, где и был осуществлен пуск ракеты.
На основании этих данных, заявил глава центрального департамента уголовных расследований национальной полиции Нидерландов, "было установлено, что "Бук" транспортировали на белом открытом грузовике-платформе Volvo в сопровождении микроавтобуса Volkswagen и автомобиля УАЗ. Журналистам были продемонстрированы фотографии этих машин, а также любительское фото, на котором, по мнению следствия, на фоне неба запечатлен след от запущенной ракеты - очень размытая туманная полоса.
Паулиссен также сообщил, что ССГ "установила обратный маршрут перевозки установки "Бук" с тремя ракетами (из четырех - прим.ТАСС) к границе Российской Федерации через Луганск".
По его словам, использовалась ракета серии 9М38.
ССГ утверждает, что ракета, уничтожившая самолет, была запущена из района населенного пункта Первомайское, к югу от населенного пункта Снежное, заявил Уилберт Паулиссен.
"ССГ считает, что запуск был совершен с поля фермы у населенного пункта Первомайское, находящегося под контролем ополченцев, - сказал он. - Место запуска ракеты находилось под контролем повстанцев".
По его словам, "это подтверждают данные США, которые оценили, что место запуска находилось в 6 км к югу от Снежного". Впрочем, снимки, которые бы это подтвердили, США не обнародовали.
Круг подозреваемых
ССГ, однако, пока не готова назвать лиц, которые несут персональную ответственность за гибель авиалайнера. Более того, по словам Фреда Вестербеке, пока рано говорить о причастности России к крушению Boeing над Украиной. "ССГ пока не идентифицировала ни одного конкретного подозреваемого. Рано говорить об их национальности или о причастности России", - сказал он.
Вестербеке также пояснил, что у ССГ "есть круг из около 100 подозреваемых, которые могли иметь отношение к транспортировке "Бука" и запуску ракеты".
"Мы установили их личности. Однако они не являются автоматически подозреваемыми, - подчеркнул он. - ССГ пока не идентифицировала ни одного конкретного подозреваемого". По словам Вестербеке, "необходимо получить полную картину того, как организована цепочка команд при применении оружия", "кто отдал приказ транспортировать "Бук", кто приказал сбить самолет, приняли ли они решение самостоятельно или сделали это по чьей-то команде".
Сколько еще продлится расследование, пока никто сказать не может, однако мандат ССГ уже продлили на год - до 1 января 2018 года.
"Мандат ССГ был продлен вчера до начала 2018 года, что дает нам всем полную уверенность, что мы добьемся успеха", - сказал Вестербеке.
По его словам, "успешное расследование катастрофы Boeing может привести к международному суду над подозреваемыми в уничтожении самолета". "Но говорить о суде преждевременно, какой будет состав этого суда, станет ясно, когда будет известно, кто такие подозреваемые, какова их национальность", - отметил он.
Данные из России не учитывались
Впрочем, ССГ "пока не успела изучить данные российского концерна "Алмаз-Антей" по расследованию крушения малайзийского Boeing, заявил Вестербеке.
"ССГ получила результаты испытаний "Алмаз-Антея" всего несколько недель назад и еще не успела их изучить, - подчеркнул он, представляя первые предварительные результаты расследования. - Но объем остальных свидетельств говорит в пользу версии ССГ".
Отвечая на вопрос корреспондента ТАСС, Вестербеке отметил, что следствие также "направило несколько запросов о правовой помощи России". "Мы частично получили ответы на них. Однако многие вопросы пока остаются без ответа. Например, запрос о первичных радиолокационных данных, которые мы пока не получили", - сказал он.
Еще год назад российский концерн "Алмаз-Антей" представил подтвержденные натурными экспериментами выводы собственного расследования катастрофы. Специалисты подтвердили, что Boeing был обстрелян из ЗРК "Бук", однако не из указанного СБН квадрата, а из района населенного пункта Зарощенское, который в день катастрофы контролировали украинские военные.
В докладе "Алмаз-Антея" указывалось также, что повреждения самолета свидетельствуют о применении ракеты 9М38 с боевой частью 9Н314. Как подчеркивали эксперты, производство таких ракет завершилось в 1986 году, а все ракеты этого типа были сняты с вооружения в России в 2011 году.
Два дня назад начальник радиотехнических войск Воздушно-космических сил (ВКС) России Андрей Кобан заявил, что анализ данных первичной радиолокации опровергает возможность запуска зенитной ракеты из района восточнее места катастрофы, в том числе из-под населенного пункта Снежное. По словам Кобана, "если бы малайзийский Boeing сбила ракета, выпущенная из любого района, находящегося восточнее точки катастрофы, то она была бы обнаружена российским первичным радиолокатором".
В среду пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков еще раз указал на необходимость учитывать при расследовании катастрофы все данные, в том числе предоставленные российской стороной. "Российская сторона была, есть и будет оставаться предельно открытой и настаивать на беспристрастном и полном расследовании этой трагедии", - сказал он, добавив, что РФ предоставила исчерпывающую информацию о крушении самолета.
Реакция экспертов
Уже после обнародования доклада ССГ известный журналист и автор книги о трагедии Йост Немюллер в беседе с корреспондентом ТАСС заявил, что расследование причин крушения Boeing выглядит непрофессионально и не вызывает доверия.
В частности, по его словам, вызывает обеспокоенность тот факт, что следователи закрыли обсуждение вопроса о радиолокационных данных.
"Создается впечатление, что они не заинтересованы в новой информации, что они уже знают ответы и не стремятся получить новые данные", - сказал он. При этом одним из главных доказательств являются записи разговоров между ополченцами, которые представлены Службой безопасности Украины. "Отличное качество записей вызывает множество вопросов", - считает эксперт. Но главная ошибка, по его словам, это то, что украинская сторона включена в состав следствия. "Украина могла бы стать одной из сторон, в отношении которой проводится расследование, но вместо этого они принимают участие в самом расследовании. Это совершенно не внушает доверия. Это больше пропаганда, чем расследование", - указал Йост Немюллер.
В свою очередь советник главного конструктора концерна "Алмаз-Антей", который производит системы "Бук", Михаил Малышевский на брифинге в Москве обратил внимание на то, что повреждения Boeing в отчете ССГ не соответствуют реальным.
Несмотря на то, что Совместная следственная группа, по сути, проигнорировала все данные, которые представила российская сторона, Москва сегодня еще раз подтвердила, что намерена продолжать с ней тесно сотрудничать.
"Мы максимально заинтересованы в проведении объективного расследования и установления истинных виновников катастрофы 17 июля 2014 года. И будем продолжать оказывать для этого все необходимое содействие", - заявил уже вечером официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков.
Пассажирский самолет Boeing 777 компании "Малайзийские авиалинии", выполнявший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился 17 июля 2014 года на востоке Донецкой области. Погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа - граждане десяти государств. Две трети находившихся на борту людей являлись подданными Нидерландов. Именно по этой причине страна и взяла на себя обязанности по расследованию катастрофы.
Вскоре после катастрофы была создана Совместная следственная группа. Ее возглавил голландский прокурор Фред Вестербеке, а всего в группу вошли представители пяти стран: Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины. Россия в группу не была приглашена.