"Территориальный вопрос": в Японии оживилась дискуссия о Южных Курилах
Как в преддверии визита президента РФ Владимира Путина в стране обсуждают подходы к переговорам с Россией – в материале ТАСС
В Японии заметно активизировались дебаты о подходе к переговорам с Россией о Южных Курилах и выработке мирного договора. Стимулом для этого послужила очередная встреча премьер-министра Синдзо Абэ и президента РФ Владимира Путина 2 сентября во Владивостоке. Глава японского правительства уже неоднократно говорил о том, что эта беседа оставила у него ощущение реальной возможности прогресса на переговорах, которые безрезультатно тянутся с середины прошлого века.
"В нынешнем месяце я провел уже четырнадцатую встречу с Владимиром Путиным,- сказал премьер на открытии сессии парламента 26 сентября. - Разрешив территориальный вопрос, мы положим конец ненормальной ситуации, когда между нашими странами и через 71 год после окончания войны нет мирного договора. Тем самым мы откроем большие возможности японо-российского сотрудничества в экономике, энергетике и других областях. Осуществив в текущем году визит президента России в Японию, мы продвинем вперед переговоры на основе лидирующей роли руководителей наших стран". Премьер неоднократно возвращался к этой теме и в последующие дни, отвечая на вопросы депутатов. 30 сентября, например, он повторил, что Токио намерен "упорно вести переговоры с российской стороной, чтобы в интересах обеих стран развивать отношения в экономике и других областях, разрешить проблему принадлежности четырех островов и заключить мирный договор".
Ключевой момент в этом заявлении - "разрешить проблему принадлежности четырех островов", как в Японии именуют Южные Курилы. Речь идет о том, что Токио добивается от Москвы признания своих прав на входящие в эту группу острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и ныне необитаемую гряду Хабомаи, которую для удобства считают одним островом. Россия при президенте Борисе Ельцине согласилась с тем, что мирный договор будет подписан на основе решения вопроса о принадлежности всех четырех островов. Пункт об этом был включен в двустороннюю Токийскую декларацию от 1993 года, которая, правда, не имеет силы договора и не была ратифицирована.
"Реалистичный подход"
Ряд политиков в Японии считает, что добиваться всех четырех островов нереалистично. Например, близкий к Абэ экс-премьер Ёсиро Мори неоднократно говорил о необходимости компромисса и смягчения позиции. В частных беседах Мори отмечал, что имеется немало вариантов "реалистичного подхода", в том числе формула раздела Южных Курил между Россией и Японией.
С высказываниями о необходимости более гибкого подхода к проблеме островов выступает и бывший депутат парламента, экс-министр Мунэо Судзуки, который во второй половине 1990-х годов занимал важные посты в правительстве, фактически отвечал за развитие отношений с Россией, претендовал на пост главы МИД, но проиграл в политической борьбе. Он даже попал в тюрьму по обвинению в коррупции, что некоторые считали местью за его попытки искать компромисс с Москвой. Однако теперь о его былых проблемах забыто. Судзуки сейчас фактически является неофициальным советником премьера Абэ по вопросам отношений с Россией. Как стало известно корр. ТАСС, он провел с главой правительства уже шесть раундов консультаций по этим вопросам. Абэ не скрывает своих симпатий к бывшему депутату - в конце сентября на приеме в его честь в одной из токийских гостиниц премьер подчеркнул, что на переговорах с Россией он намерен опираться на советы и богатый опыт Судзуки. В ответном слове экс-депутат указал, что он и Абэ имеют общие взгляды на ведение переговоров о Южных Курилах. Эти слова привлекли внимание, поскольку Судзуки неоднократно намекал на то, что считает возможным заключить мирный договор с Москвой после получения меньшей части Южных Курил - только Шикотана и гряды Хабомаи. На них, кстати, приходится около 7% территории, на которую официально претендует Токио.
"Нельзя делать так, чтобы одна сторона получила все, а другая ничего"
28 сентября на пресс-конференции в Токио Судзуки уже открыто призвал к выработке компромисса с Москвой. По его мнению, прогресса в переговорах не будет, если цепляться за требование вернуть все 4 острова. "Нельзя делать так, чтобы одна сторона получила все, а другая ничего", - заявил Судзуки.
Его позиция во многом совпадает с предложением, выдвинутым 60 лет назад Москвой при подписании советско-японской Совместной декларации, ратифицированной парламентами двух стран. Документ восстановил дипломатические и экономические отношения между Москвой и Токио, но мирным договором не стал, поскольку сторонам не удалось уладить разногласия по границе. При этом в декларацию был включен пункт о готовности СССР передать соседу Шикотан и Хабомаи, но только после подписания мирного договора и в качестве окончательной уступки. Японцам в 1956 году этого было мало - они хотели получить еще острова Кунашир и Итуруп, большую и самую важную часть Южных Курил. Надавили и американские союзники - они предупредили, что выступают против компромисса на советских условиях и пригрозили в случае такой уступки не вернуть южный остров Окинава, который тогда находился под оккупацией США.
В последующие десятилетия Япония упрямо требовала все Южные Курилы. В 1990-х годах, правда, Токио отошел от принципа "неразрывности политики и экономики", который увязывал развитие хозяйственного сотрудничества между двумя странами с прогрессом на переговорах о территориях. Япония тогда же отказалась от требования "вернуть все острова разом". Токио теперь заявляет, что хочет в первую очередь юридического признания своих прав на эти территории. К очередности, срокам и порядку конкретной передачи островов Япония выражает готовность "подойти гибко". В 1998 году правительство Японии заявило даже о готовности после признания своего суверенитета оставить Южные Курилы на некоторое время под административным управлением России.
СССР от своего предложения 1956 года вскоре отказался в знак протеста против закрепления военно-политического союза между США и Японией, которая вопреки надеждам Москвы не выбрала статуса нейтрального государства. Однако Владимир Путин практически с самого начала своего пребывания на посту президента заявил, что Совместную декларацию следует признавать в полном объеме, поскольку она ратифицирована парламентами, имеет статус договора и самого весомого документа в нынешних двусторонних отношениях. При этом Москва заявляет, что пункт о Шикотане-Хабомаи носит общий характер и нуждается в конкретизации на переговорах - на каких условиях будут передаваться острова, под чьим они будут суверенитетом и т.д.
До самого последнего времени речи об уточнении положений Совместной декларации 1956 года не шло, поскольку Токио и с наступлением XXI века по-прежнему требовал все Южные Курилы, а не только 7% их территории. Но не исключено, что лед тронулся при премьере Абэ, который в этом году заговорил о необходимости решения территориальной проблемы на основе "нового подхода и отказа от старых идей". Что это означает - официально пока не объявляется, а на соответствующие вопросы депутатов в ходе дебатов в парламенте глава правительства прямо не отвечает. Однако некоторую ясность попытался внести в беседе с корр. ТАСС Судзуки.
"Президент Путин, - сказал он, - признает юридическую силу декларации 1956 года. Опираясь на это, нужно в первую очередь решить вопрос с двумя островами, о которых говорится в этом документе. Затем следует использовать нашу мудрость для того, чтобы где-то сойтись на том, что делать с остающимися двумя островами".
Версия "Иомиури"
Газета "Иомиури" 24 сентября утверждала, что узнала о новой позиции Токио. По данным ее источников, правительство Абэ ради достижения прорыва на переговорах с Москвой готово согласиться на подписание мирного договора при условии получения только Шикотана и Хабомаи. При этом Токио якобы не будет отказываться от претензий на экономически развитые Итуруп и Кунашир. Токио намерен добиться установления там режима свободного въезда для японцев, а также предлагает наладить систему совместной хозяйственной деятельности. При ее развитии, приводит "Иомиури" слова своих источников в правительстве, в конечном итоге когда-нибудь появятся условия для передачи Японии и этих островов.
Сейчас, напомним, Токио идею совместной экономической деятельности отвергает, поскольку получение каких-либо российских документов будет, по его логике, служить косвенным признанием суверенитета Москвы на этих территориях.
Достоверность данных "Иомиури" в ответ на запрос корр. ТАСС сразу опровергли в японском МИД. "Публикация не соответствует действительности, - заявил его представитель. - Правительство Японии в соответствии со своим прежним курсом будет вести с Россией упорные переговоры, направленные на решение вопроса о принадлежности всех четырех островов".
Однако в японских журналистских кругах все же не стихают разговоры о том, что газетная публикация может быть близка к истине. Тем более, что Россия, как сообщил корр. ТАСС источник из журналистского пула при японском МИД, на деле пока не выражает готовности расставаться с островами. Если верить этим сведениям, то Москва на переговорах якобы предлагает соседям ограничиться созданием совместной экономической зоны на островах Шикотан и Хабомаи без передачи территорий. На этом фоне изложенный в "Иомиури" вариант, весьма близкий к идеям Мунэо Судзуки, может показаться Абэ достаточно привлекательным. Сам Судзуки, кстати, в беседе с корр. ТАСС тоже говорил, что "нужно наладить на островах совместную экономическую деятельность, режим свободных поездок туда по крайней мере для бывших жителей Южных Курил и их потомков, привлечение японских технологий во все сферы жизни".
В ходе дебатов в бюджетной комиссии нижней палаты парламента 3 октября Абэ и глава МИД Фумио Кисида всячески уклонялись от требований представителя оппозиции заявить, что "решение вопроса о принадлежности четырех островов" может означать только провозглашение их принадлежности Японии. Это также усилило подозрения, что Токио готовит почву для договоренности по схеме, изложенной в "Иомиури".
Окно возможностей
Абэ, судя по всему, стремится к быстрому прогрессу на переговорах об островах. Премьер, по данным источников корр. ТАСС, хотел бы подвести прочную базу под отношения с Россией в значительной мере для того, чтобы ослабить ее сближение с Китаем, в политике которого Токио усматривает серьезную угрозу своим интересам и даже национальной безопасности.
Абэ надеется и максимально использовать нынешнее окно возможностей, которое, по его мнению, предоставляет ослабление контроля со стороны США из-за выборов в ноябре нового президента. В феврале, в частности, Абэ фактически проигнорировал просьбу президента Барака Обамы ограничить контакты с Москвой, которые, мол, ставят под угрозу единство "семерки" в жестком подходе к России.
В сентябре вице-президент США Джозеф Байден провел беседу с Абэ, когда тот находился в Нью-Йорке на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. После этой встречи премьер вновь заявил о том, что поддерживает единую линию "семерки" по вопросу об Украине и призывает Россию "играть конструктивную роль в выполнении минских договоренностей". В парламенте Абэ обещал, что будет обмениваться информацией с американцами о своих контактах с Москвой. Однако при этом он подчеркивает, что участие в санкциях в отношении России не имеет никакого отношения к проведению переговоров о мирном договоре.
Переговоры в "спокойной обстановке"
В ближайшее время состоятся двусторонние консультации на уровне заместителей глав МИД, затем Россию посетит министр иностранных дел Кисида. В Токио ожидают главу Совета Федерации Валентину Матвиенко и первого вице-премьера Игоря Шувалова, который в ноябре проведет заседание двусторонней Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам.
Эти контакты призваны подготовить почву для новых раундов диалога на высшем уровне. Уже есть договоренность о том, что лидеры двух стран проведут встречу на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Перу в ноябре. Но главные надежды возлагаются на середину декабря, когда российского руководителя ждут с визитом в Японии. Встреча двух лидеров состоится на малой родине Абэ - в городке Нагато в провинциальной префектуре Ямагути. По словам премьера, он намерен провести там обстоятельные переговоры с Путиным в "тихой спокойной обстановке". Кстати, согласно источникам корр. ТАСС, идея такой неформальной встречи была предложена все тем же Судзуки в качестве одной из рекомендаций по обеспечению условий для прорыва на переговорах.
Встречи президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Досье
Василий Головнин, Токио