ВАШИНГТОН, 7 декабря. /Корр. ТАСС Дмитрий Кирсанов/. Действующий президент США Барак Обама выступил с речью, в которой отстаивал свои подходы к проблеме борьбы с терроризмом, в том числе отказ от дислокации крупных американских воинских контингентов за рубежом и применения пыток.
Кроме того, уходящий американский лидер заочно призвал своего сменщика Дональда Трампа, приступающего к исполнению полномочий главы государства 20 января, не действовать в борьбе с террором так, как будто речь идет о "войне между Соединенными Штатами и исламом". Подобное отношение было бы чревато не только ростом количества терактов и гибели в них американцев, но и утратой "тех самых принципов, которые, как мы утверждаем, мы защищаем", подчеркнул нынешний глава администрации США.
Местом его выступления стала база американских ВВС Макдил в штате Флорида. На ней размещаются штабы Центрального командования (CENTCOM) и Командования специальных операций (SOCOM) Вооруженных сил США. И CENTCOM, и SOCOM играют ключевую роль в проведении американской стороной антитеррористической кампании за рубежом. В сферу оперативной ответственности CENTCOM входит, прежде всего, Ближний Восток.
"Умная стратегия"
"Мы должны рассматривать террористическую угрозу, принимая во внимание долгосрочную перспективу, и мы должны использовать умную стратегию, которую можно поддерживать", - полагает Обама. В связи с этим он констатировал, что терроризм не является угрозой самому существованию США, и предостерег от того, чтобы страна глубоко увязала в операциях по нейтрализацию этой угрозы, реализуемых за рубежом. "Нам необходима мудрость, позволяющая видеть, что поддержание наших ценностей и верховенства закона - это не слабость, в долгосрочной перспективе это наша самая значительная сила", - убежден Обама. Трамп на прошлой неделе пообещал, что США будут готовы налаживать партнерские отношения с любыми странами, стремящимися помочь с разгромом "радикального исламского терроризма".
По словам Обамы, США, "когда необходимо", должны быть готовы действовать, в том числе "в одностороннем порядке, для нейтрализации любых неизбежных угроз" в адрес своих граждан. "Однако, я также настаивал на том, что неблагоразумно и неосуществимо просить наши Вооруженные силы заниматься национальным строительством на другом конце земного шара или урегулированием там внутренних конфликтов, особенно в таких местах, где наши силы превращаются в магнит для террористов и повстанцев", - отметил хозяин Белого дома.
С его точки зрения, удачным примером антитеррористической деятельности США стала ставка на сотрудничество с зарубежными союзниками и партнерами в нынешней борьбе с экстремистской группировкой "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ) в Ираке и Сирии. Эта кампания "демонстрирует сдвиг в том, каким образом мы навязываем борьбу террористам повсюду - от Южной Азии до Сахеля", считает Обама. В связи с этим он указал, что за последние два года США израсходовали на военные операции против ИГ в Ираке и Сирии 10 млрд долларов - "такую же самую сумму, как мы тратили в месяц на пике войны в Ираке".
Экономическая помощь слаборазвитым странам
Вместе с тем "любая долгосрочная стратегия, нацеленная на сокращение угрозы терроризма, зависит от капиталовложений, укрепляющих... хрупкие общества" в регионах, являющихся очагами экстремизма, полагает президент. Как подчеркнул американский лидер, "это не благотворительность, это имеет фундаментальное значение для обеспечения нашей национальной безопасности".
"Доллар, потраченный на (экономическое) развитие, стоит намного больше, чем доллар, потраченный на ведение войны", - сказал Обама под аплодисменты военнослужащих. По его оценке, "в слишком многих частях мира, особенно на Ближнем Востоке, десятилетиями копилось нарушение порядка, и это спускает с привязи силы, на обуздание которых потребуется поколение".
Ударные "беспилотники"
Затронув болезненную тему использования США ударных беспилотных летательных аппаратов (дронов) в рамках антитеррористических операций за рубежом, Обама по существу утверждал, что другого выхода нет. "У нас все еще есть критики, которые говорят, что такие удары вредны. И я им отвечаю: нужно взвешивать альтернативы. Удары с дронов позволяют нам лишать террористов пристанища, не осуществляя бомбардировки при помощи авиации, которые менее точны, и не совершая вторжения, в результате которых гораздо более вероятна гибель и мирных граждан, и американских военнослужащих", - заявил президент.
Причины зарождения ИГ
Обама признал, что одной из причин зарождения ИГ стали ошибки, допущенные Соединенными Штатами при проведении военной операции в Ираке, направленной на свержение режима Саддама Хусейна.
"Мы отказались повторять некоторые ошибки вторжения 2003 года, которые изначально и способствовали росту организации, ставшей известной как ИГИЛ ("Исламское государство Ирака и Леванта", прежнее название экстремистской организации ИГ)", - заявил глава администрации США. Военную кампанию, которая привела к отстранению от власти Саддама Хусейна, провела предыдущая администрация США во главе с президентом Джорджем Бушем-младшим под предлогом необходимости нейтрализации угрозы со стороны арсенала оружия массового уничтожения (ОМУ), якобы имевшегося у Багдада. Впоследствии выяснилось, что ОМУ у Ирака не было.
По свидетельству Обамы, в Ираке в 2009 году, когда он пришел к власти, дислоцировалось почти 150 тыс. американских военнослужащих, а террористическая группировка "Аль-Каида" в это время "произвела перегруппировку сил в районе границы Афганистана и Пакистана и активно планировала нападения" на Соединенные Штаты. Поэтому Вашингтон и переключил внимание на Афганистан и Пакистан и смог к настоящему времени создать такую схему борьбы с терроризмом, "которая может сохранять... нажим на любую террористическую сеть в Южной Азии, способную угрожать США", сказал хозяин Белого дома.
Он отверг обвинения тех, кто считает, что его правительство могло бы предотвратить появление ИГ, если бы сохранило крупное военное присутствие в Ираке в 2011 году. "В практическом плане это не было одним из вариантов действий", - безапелляционно заявил Обама. Как он пояснил, иракские лидеры тогда "хотели завершения нашего (американского) военного присутствия и были не готовы подписать новое соглашение о статусе сил", наделяющее американский воинский контингент иммунитетом от судебного преследования.
Кроме того, Багдад в то время проводил политику, провоцировавшую межрелигиозные противоречия, происходила "эрозия иракских сил безопасности", а в Сирии действовал "жестокий диктатор, утративший контроль над крупными частями собственной страны", добавил президент.
"Ситуация в Афганистане еще сложна"
Коснувшись положения в Афганистане, Обама не отрицал, что оно остается, мягко говоря, весьма непростым. "Ситуация в Афганистане все еще сложна", - отметил руководитель американской администрации. Одновременно он заявил, что США не в состоянии ликвидировать радикальное движение "Талибан" или положить конец тянущемуся уже несколько десятилетий насилию в Афганистане.
"Война является частью жизни в Афганистане на протяжении (уже) более чем 30 лет. И США не могут ликвидировать "Талибан" (запрещен в РФ) или положить конец насилию в этой стране. Но что мы можем сделать, так это не допустить получения (террористической группировкой) "Аль-Каидой" (запрещена в РФ) безопасного пристанища (в Афганистане) и поддержать афганцев, которые хотят иметь более достойное будущее", - сказал Обама.
Работа не завершена
В заключение он прогнозировал, что в антитеррористической кампании не будет "ясно очерченной победы". Несмотря на прогресс, борьба с терроризмом не завершена, предупредил Обама. "Сказать, что мы добились прогресса, - не означает сказать, что работа закончена", - отметил руководитель американской администрации. Однако, напомнил он, "самые смертоносные вылазки" против США в последние пару лет были совершены "доморощенными" экстремистами - "в основном изолированными" от зарубежных террористических группировок лицами, "которые приобрели радикальные взгляды в интернете", а не иностранными организациями, как чудовищные теракты 11 сентября 2001 года.