7 ЯНВ, 14:39

Камбоджа отмечает годовщину свержения полпотовского режима геноцида

7 января 1979 года пала власть камбоджийских коммунистов - "красных кхмеров" - одного из самых бесчеловечных диктаторских режимов

ХАНОЙ, 7 января. /Корр. ТАСС Юрий Денисович/. День 7 января камбоджийцы всегда будут отмечать как самый большой праздник в современной истории их страны: в этот день в 1979 году пала власть камбоджийских коммунистов - "красных кхмеров" - одного из самых бесчеловечных диктаторских режимов двадцатого столетия.

Три года восемь месяцев и двадцать дней просуществовала "Демократическая Кампучия", руководимая ее отцом-основателем и лидером "кхмеров" Пол Потом (1925-1998). Государство окутала атмосфера тотального надзора, доносительства и вечного страха. Были полностью разрушены экономика, система образования и здравоохранения. За это время от репрессий, голода, непосильного труда и болезней погибли порядка 2,5 млн камбоджийцев, или порядка 30% тогдашнего населения страны.

История появления "Демократической Кампучии"  началась во второй половине 1960-х годов. В это время тогдашний король Камбоджи Нородом Сианук начинает репрессии против коммунистов, вынудив их уйти в джунгли. Почти 12 лет продолжалась партизанская война, которая завершилась разгромом королевской армии. 17 апреля 1975 года одетые в черную форму полпотовцы вступили в Пномпень. С этого дня началось правление "красных кхмеров" - страшный эксперимент по воплощению в жизнь маоистских идей.

Жизнь Кампучии начала свой новый отсчет с "года ноль", общество было провозглашено "братством", а самого Пол Пота было приказано называть "Старший Брат" или "Брат номер ноль". Подобное титулование, как впрочем и все государство "красных кхмеров", вызывает невольные ассоциации с бессмертной социальной утопией Джорджа Оруэлла "1984". В "Демократической Кампучии" стараниями Пол Пота и его соратников устрашающая фантазия воплотилась в реальность. В считанные месяцы Камбоджа превратилась в огромный трудовой лагерь, где население подвергалось каторге, пыткам и массовым казням. Главный удар террора "красных кхмеров" был нанесен по интеллигенции. В аграрной стране, где, по словам Пол Пота, каждый должен взращивать свой хлеб, образование оказалось ненужным и опасным. Одна за другой прокатывались волны репрессий, одна за другой то тут, то там появлялись безымянные братские могилы, которые и по сей день еще не все обнаружены.

В 1976 году Пол Пот, возглавлявший на тот момент компартию, официально становится премьером "Демократической Кампучии". Подавив малейшее инакомыслие внутри страны, Старший брат Пол все чаще обращался к идее воссоздания средневековой кхмерской империи, занимавшей юг Индокитайского полуострова. Согласно его планам, "Демократическая Кампучия" вскоре должна была поглотить южную часть соседнего Вьетнама. Боевики "красных кхмеров" стали совершать вылазки и рейды на территорию соседнего государства.

Именно имперские планы Пол Пота и стали причиной крушения его режима - в конце декабря 1978, когда отряды "красных кхмеров" атаковали приграничную вьетнамскую провинцию Тэйнинь, Ханой нанес мощный ответный удар. Вьетнамская Народная армия (ВНА), являющаяся одной из самых боеспособных в Юго-Восточной Азии, быстро подавила сопротивление вооруженных сил "Демократической Кампучии", повергла противника в бегство и начала преследовать его на его территории. 7 января 1979 года передовые части ВНА на бортовых "ЗИЛах" и "ГАЗах" советского производства вошли в Пномпень. Местные жители встречали их цветами. Столица была освобождена, а Пол Пот со своими ближайшими соратниками скрылся в труднопроходимых джунглях на границе с Таиландом.

Но на этом история полпотовского режима не завершилась - в Камбодже вновь началась партизанская война. Потом еще без малого два десятилетия отряды полпотовских боевиков терроризировали страну, пока в 1998 году сам Старший Брат, отстраненный от руководства "красных кхмеров" своими же соратниками и, опасаясь их же предательства, не покончил жизнь самоубийством. Последний отряд некогда верных Пол Поту "братьев" сложил оружие и перешел на сторону камбоджийского правительства.

Как все начиналось

Пол Пот, чье настоящее имя - Салот Сар, родился в мае 1925 года в провинции Компонгтхом. Родные Пол Пота вспоминали, что рос он "милым, послушным и уважительным мальчиком". В юности Пол Пот два года провел буддийским монахом, постигая науку терпимости и смирения. Юные годы Пол Пота были наполнены активной учебой. Читать он выучился в раннем детстве и с тех пор читал много и основательно. Одаренный от природы неплохими способностями, юноша после окончания провинциальной школы поступил в техническое училище в Пномпене. За выдающиеся успехи в учебе Салот Сар получил государственную стипендию и был направлен на учебу за границу.

В ранней молодости он приобщился к подпольной деятельности, вступив в годы Второй мировой войны в Коммунистическую партию Индокитая (КПИК), которая возглавляла освободительное движение против французских колонизаторов.

В 1949 году Пол Пот отправился во Францию учиться на электроинженера. Парижский университет был тогда наводнен различными молодежными политическими группировками, среди которых особенно активно действовали леворадикальные. Их взгляды сразу привлекли внимание Пол Пота, который начал принимать самое активное участие в деятельности радикальных студенческих организаций. Провалив экзамены, Салот Сар был отчислен из университета и в декабре 1952 года он покинул Францию. Вернувшись в Пномпень, Пол Пот быстро продвигается в партийной иерархии - в 1960 году он выступает одним из основателей Коммунистической партии Камбоджи, а в 1963-м после загадочной смерти ее секретаря Ту Самутха становится главой камбоджийских коммунистов.

В 1965 году Пол Пот побывал в Китае, где встречался с Мао Цзэдуном (1893-1976). Позднее он еще несколько раз посетил эту страну, в которой полным ходом разворачивалась "культурная революция". Вождь "красных кхмеров" высоко оценил ее, назвав "очищением организма от болезненных явлений".

Современники неоднократно отмечали внешнее сходство Пол Пота с молодым председателем Мао. Он был харизматичным лидером и блестящим оратором - у слушающих его патриотические речи сограждан нередко на глазах выступали слезы восторга. Идеи Великого Кормчего лидер камбоджийских коммунистов воспринимал безоговорочно и стремился реализовать в наиболее возможном максимальном объеме. Верность китайскому "красному солнышку" Пол Пот сохранил до самых последних минут своей жизни. И, даже расставшись с жизнью, он не расстался с самой дорогой своей вещью - зачитанным до дыр томиком цитат Мао. Именно его сжимал Пол Пот в руках, когда его тело было обнаружено на тайной базе "кхмеров" в джунглях "Алонг венг" 15 апреля 1998 года.

Преступления и наказание

Несмотря на то, что борьба с "красными кхмерами" давно окончена, последняя страница в истории о самом бесчеловечном режиме ХХ столетия была перевернута лишь в конце 2016 года, когда завершился судебный процесс над бывшими функционерами полпотовского режима. Международный трибунал под эгидой Организации Объединенных Наций в составе трех камбоджийских и трех иностранных судей был учрежден еще в 2003 году решением Генеральной Ассамблеи ООН и после подготовки необходимых материалов приступил к работе весной 2009 года.

Международные эксперты, занимавшиеся расследованием преступлений режима "Демократической Кампучии", собрали достаточное количество доказательств для привлечения к ответственности всех деятелей полпотовской администрации. 

Первым из группы оставшихся в живых бывших функционеров режима геноцида "Демократической Кампучии", которым предстояло ответить за свои деяния перед судом, стал экс-шеф полпотовской "охранки" Каинг Кек Иев, обвиненный в геноциде. Причастность подсудимого к преступлениям полпотовского режима была доказана в полной мере и ему был вынесен приговор к пожизненному заключению. В период правления режима "красных кхмеров" Каинг Кек Иев, также известный под "революционным" псевдонимом "Дуч" возглавлял секретную тюрьму "Туол сленг" или спецподразделение контрразведки S-21, появившееся в самые первые дни захвата полпотовцами власти в стране в апреле 1975 года. Некогда престижный пномпеньский лицей "Туол сленг" стал одним из страшнейших концлагерей ХХ века. В застенках "Туол сленга" были замучены до смерти около 17 тысяч "инакомыслящих", не поддерживавших провозглашенное Пол Потом "построение нового общества" аграрной модели. В чем заключалась эта "модель"? Все очень просто: образование не нужно и вредно, каждый должен заниматься сельским хозяйством, чтобы самостоятельно выращивать себе пищу, а слабым и больным, кто не в состоянии этого сделать - не место в "новой стране". Истощенных голодом и адским трудом крестьян и насильно выселенных в деревни представителей городской интеллигенции, когда те валились на чеки от усталости и больше не могли работать, полпотовские гвардейцы просто забивали мотыгами на рисовых полях. Тех, кто пытался хоть слово сказать против "нового общества", ждала обработка в S-21.

Аресты коснулись и деятелей правящего режима, входивших в высшее партийное руководство "Демократической Кампучии". Пол Пот видел в них своих потенциальных конкурентов, способных на заговор против него. "Особо опасных" функционеров привозили в тюрьму, где подвергали длительным допросам, выбивая признания в шпионаже в пользу Вьетнама, ЦРУ и даже КГБ.

Большинство узников "Туол сленга" выдерживали в тюрьме не более 2-3 месяцев, после чего погибали от пыток, тяжелых условий содержания или были казнены. После прибытия в тюрьму все заключенные подвергались трехдневному одиночному допросу, после чего распределялись по камерам. Тех, кого помещали в маленькие камеры размером метр на два, приковывали к стенам или бетонному полу, а тех, кто содержался в больших общих камерах, сковывали одной цепью. Кандалы располагались так, что узникам приходилось сидеть, лежать и спать по очереди. Спали они на голом полу. Под страхом жестокого наказания заключенным запрещалось разговаривать друг с другом.

Правила безопасного поведения в тюрьме "Туол сленг"

  • Ты должен соответствующим образом отвечать на мои вопросы - не избегай их.
  • Не пытайся скрывать факты, делая те или эти отговорки. Категорически запрещается спорить со мной.
  • Не пытайся строить из себя дурака; здесь ты - тот, кто рискнул помешать ходу революции. 
  • Ты должен отвечать на мои вопросы немедленно, не тратя время на раздумья.  
  • Не говори мне ни о своих пороках, ни о сущности революции.
  • Тебе совершенно запрещено кричать в то время, как ты получаешь удары или разряды тока.
  • Не делай ничего, сиди неподвижно и жди моих приказаний.  Если приказов нет, сохраняй тишину. 
  • Когда я приказываю тебе делать что-либо, ты должен делать это немедленно и без возражений.
  • Не вступай в дискуссию про "Кампучию Кром" (дельта Меконга, отошедшая от Камбоджи к Вьетнаму в 18 веке.  Утрата этих земель - противоречивый момент истории Камбоджи) с целью скрыть свои тайны или предательство.
  • Если ты не будешь следовать вышеназванным правилам, ты получишь много ударов электрическим током.
  • Если ты не повинуешься любому из моих правил, ты получишь десять ударов либо пять электрических разрядов.

Система пыток была разработана таким образом, чтобы человек, находящийся под пыткой, признавался во всех вменяемых ему преступлениях. Заключенных регулярно истязали, пытая электрошоком, прижигали раскаленным железом, подвешивали за ноги и топили в бочке с водой. Некоторых узников резали лезвиями и удушали пластиковыми мешками, надевая их на голову. Из почти 17 тысяч человек, попавших в застенки S-21, живыми вышли только 12 человек.

О существовании "Туол сленга" стало известно лишь в 1979 году, когда при поддержке Вьетнама был свергнут кровавый режим "красных кхмеров". Ровно год спустя бывшая тюрьма была открыта как Музей геноцида, рассказывающий о страшных событиях времен правления полпотовцев. В настоящее время "Туол сленг" никогда не бывает свободным от посетителей: тысячи местных жителей и иностранных гостей приходят сюда ежедневно, чтобы отдать дань памяти погибшим в жерновах страшной полпотовской молотилки. Бывший руководитель S-21, так и не признавший себя виновным и не раскаявшийся в содеянном, был в 2010 году приговорен к 30 годам тюрьмы. Позднее, в ответ на поданную ныне 75-летним тюремщиком апелляцию, суд ужесточил ему наказание до пожизненного заключения.

Правосудие восторжествовало

В декабре прошлого года правосудие восторжествовало в деле еще двух бывших функционеров  режима "красных кхмеров". Верховный суд Камбоджи утвердил приговоры к пожизненному заключению для экс-президента страны Кхиеу Сампхана и главного идеолога режима "Демократической Кампучии" Нуон Чеа. В августе 2014 года международный трибунал приговорил ныне 90-летнего Нуон Чеа и 85-летнего Кхиеу Сампхана к пожизненному заключению за преступления против человечности. Но для вступления вердикта в законную силу он должен был быть еще утвержден Верховным судом. Как и бывший глава S-21, ни Нуон Чеа, ни Кхиеу Сампхан вины своей не признали.

В изданной несколько лет назад автобиографии первый и последний президент "Демократической Кампучии" вообще утверждает, что непричастен к преступлениям полпотовского режима. Самым подробным образом он описывает то, как складывалась его жизнь, как познакомился он с Пол Потом в 1970 году и то, что он "и представить себе не мог", в каких масштабах диктатор уничтожал собственный народ. "Я никогда не знал об этом и тем более никогда не участвовал в геноциде. Пол Пот фактически изолировал меня в те годы в президентском дворце в Пномпене. Моя жизнь - это бурный шторм, который в конце концов прибил меня к берегу, на котором стоял Пол Пот и его сторонники. Вместе с ними я оказался совершенно случайно, но не разделял их взглядов и не поддерживал их методов", - уверяет экс-президент.

Однако общеизвестные факты говорят другое. Кхиеу Сампхан не только занимал в свое время пост президента "Демократической Кампучии", но и вместе с Нуон Чеа считался одним из главных идеологов правившего в 1975-1979 гг. режима. После свержения Пол Пота Сампхан последовал вместе со всеми членами правящей верхушки в джунгли, откуда "красные кхмеры" еще на протяжении десятилетия терроризировали страну. Когда в 1998 году Пол Пот умирает, Сампхан признает законное правительство и даже получает королевскую амнистию. Тем не менее, амнистия экс-президента не спасла. Преступления руководства "Демократической Кампучии" полностью доказаны, и виновным в них, пусть и не сразу, но все же пришлось ответить за свои деяния.

Чтобы прошлое вновь не стало настоящим

Четыре десятилетия спустя после прихода к власти в Камбодже Пол Пота его имя превратилось для многих в мире лишь в смутный факт истории. Однако в Камбодже его упоминание до сих пор каждый раз отзывается страшными воспоминаниями и болью, пережитой ее народом. Люди должны всегда помнить свое прошлое, каким бы больным и страшным они ни было, считает камбоджийский художник Хен Сопхал, написавший картину о преступлениях "красных кхмеров". Мотив полотна трагичен. По груде костей и черепов с улыбкой на лице браво шагает Пол Пот с красным томиком изречений Великого кормчего в руках, а за ним, чеканя шаг, идут ближайшие соратники: президент Кампучии Кхиеу Сампхан, главный идеолог полпотовского "социализма" Нуон Чеа и бывший министр иностранных дел в правительстве "кхмеров" Иенг Сари, который скончался, к сожалению, избежав таким образом правосудия. На картине Сопхала лидеры "Демократической Кампучии" выглядят молодыми и полными сил. "Я не случайно выбрал именно такой образ, - говорит художник. - Когда ты молод, ты полон энергии творить большие дела - ведь будучи именно таким, а не дряхлым, больным стариком, преданным своими же соратниками, пришел Пол Пот к власти. Он творил чудовищные преступления, истребляя соотечественников. Мы должны точно помнить его лицо, чтобы ни на минуту не забывать, что сделал он со своим народом", - сказал Хен Сопхал.

"Что подвигло меня на написание этой картины? - задается вопросом художник. - Трудно сказать однозначно. Наверное, память. Память о тех, кто не вернулся из полпотовских застенков, страшная память о самом бесчеловечном диктаторе и воплощенной им в жизнь утопии. Моя картина обращена и к тем, кто прошел через чудовищную молотилку, чудом выжив тогда, в середине семидесятых, и к тем, кто еще не родился. Люди должны знать историю и прошлое своей страны, каким бы ужасным оно ни было, помнить его, чтобы однажды прошлое вдруг снова не превратилось в настоящее".

Читать на tass.ru
Теги