Схватка за Елисейский дворец: один экс-премьер дает шанс другому
Мэр Бордо Ален Жюппе отказался баллотироваться на президентских выборах от партии "Республиканцы". Сможет ли Франсуа Фийон сплотить свой электорат и вернуть утраченные позиции?
В президентской предвыборной кампании во Франции произошел новый неожиданный поворот: экс-премьер, мэр Бордо Ален Жюппе заявил в понедельник, что все-таки не станет баллотироваться на высший государственный пост от партии "Республиканцы". Между тем в выходные во французском политическом бомонде только и разговоров было, что о вероятном выдвижении Жюппе вместо другого кандидата правых — бывшего премьер-министра Франсуа Фийона, который оказался в центре скандала, связанного с якобы фиктивной работой его супруги Пенелопы в качестве помощника депутата.
Из-за этого скандала Фийон, ранее считавшийся фаворитом предвыборной гонки, сильно просел в рейтингах, более того, от него стали отворачиваться многие соратники по партии, прежде всего те, кто поддерживал Жюппе на партийных праймериз осенью прошлого года. Многие влиятельные представители "Республиканцев" открыто заговорили о необходимости провести, пока не поздно, замену: убедить Фийона сняться с выборов и выставить вместо него Жюппе. Публичный и окончательный отказ Жюппе от подобной замены дает Фийону неплохой шанс для того, чтобы попытаться сплотить свой электорат и вернуть утраченные позиции.
Рояль в кустах
Два бывших премьер-министра были главными соперниками на праймериз "Республиканцев", победу во втором туре которых праздновал консерватор Фийон. Избиратели сочли его программу реформ более убедительной и приемлемой по сравнению с проектом Жюппе, в большей степени тяготеющего к центру. С учетом того, что участвовать в предварительных выборах могли не только члены партии, а все граждане, которые весьма активно воспользовались этим правом, победа на праймериз сразу обеспечила Фийону статус фаворита предвыборной гонки.
Однако приключившийся затем скандал "Пенелопагейт" негативно повлиял на его репутацию. Правда, сама практика брать на работу родственников в качестве помощников широко распространена во Франции, а претензии к Фийону сводились к тому, что его жена лишь числилась у него помощником, когда он был депутатом Национального собрания, но реально никакую работу не выполняла. Главное же, в чем упрекали бывшего премьера, — это то, что он не держит слово: еще в самом начале кампании Фийон как-то заявил, что не стал бы выставлять свою кандидатуру, если бы против него были выдвинуты уголовные обвинения. И вот когда стало понятно, что Фийон, несмотря на подозрения в финансовых махинациях, не намерен отказываться от участия в выборах, и его соперники, и некоторые соратники принялись "давить на совесть".
Жюппе еще в самом начале скандала заявил, что признает результаты праймериз и не станет выдвигать свою кандидатуру, если Фийон снимется с гонки, после чего долгое время старательно держался в тени. Однако когда на минувшей неделе сторонники Жюппе стали один за другим дезертировать из предвыборного штаба Фийона, из окружения мэра Бордо вдруг стали поступать сигналы о том, что он все-таки может прийти на выручку партии и заменить теряющего позиции Фийона. А тут еще подоспели результаты опроса, согласно которым Фийон однозначно не проходил во второй тур президентских выборов, тогда как Жюппе, если бы принял участие, смог бы даже победить.
После этого в стане "Республиканцев" открыто заговорили о необходимости замены кандидата. Однако Жюппе вопреки ожиданиям не согласился с ролью рояля в кустах. На спешно созванной пресс-конференции он объявил: "Сейчас уже слишком поздно выдвигать мою кандидатуру. Я подтверждаю раз и навсегда, что не буду кандидатом на этих выборах".
Мэр Бордо отметил, что снятие кандидатуры Фийона завело бы ситуацию в тупик и не помогло бы обеспечить единство в партии. Одновременно он резко высказался в адрес соперников "Республиканцев". По словам Жюппе, избрание лидера движения "На марше" Эмманюэля Макрона "означало бы продолжение разрушительной политики" президента-социалиста Франсуа Олланда, а победа лидера "Национального фронта" Марин Ле Пен "привела бы страну к катастрофе".
Голос масс
Возможно, именно понимание того, что стать джокером и обеспечить единство правого электората ему не удастся, и побудило Жюппе выступить с заявлением об окончательном отказе от участия в выборах. А способствовать такому пониманию мог воскресный митинг на парижской площади Трокадеро, где, несмотря на прохладную и дождливую погоду, десятки тысяч людей собрались со всей Франции, чтобы выразить поддержку своему кандидату Фийону.
Судя по репортажам с места события, собравшиеся были настроены весьма решительно и категорически отвергали возможность выдвижения какой-либо иной кандидатуры: "Мы уже выбрали своего кандидата, никто другой нам не нужен! Или он, или мы пойдем голосовать за Ле Пен!". Столкнувшись с таким настроем многотысячной толпы, любой здравомыслящий политик призадумается над своими дальнейшими действиями.
Надо сказать, что Фийон чутко уловил этот настрой и под одобрительные крики собравшихся заявил, что в условиях, когда многие соратники по партии отвернулись от него, он продолжает рассчитывать исключительно на прямую поддержку избирателей. "На меня нападают со всех сторон, но я должен спокойно прислушаться к вам, прислушаться к этой огромной толпе, которая толкает меня вперед, однако я должен также задаться вопросом относительно всех тех, кого одолели сомнения и кто бежит с корабля", — заявил кандидат.
Аналитики обратили внимание не только на решительный настрой самого Фийона и его сторонников, но и на то обстоятельство, что рядом с кандидатом на трибуне были замечены многие влиятельные деятели "Республиканцев". Например, Фрасуа Баруэн, близкий к экс-президенту Николя Саркози. У Баруэна большой авторитет в партии, к тому же он возглавляет Ассоциацию мэров Франции, так что поддержка с его стороны может оказаться очень важной для Фийона.
Сплотить электорат
После того как Жюппе окончательно отказался от участия в предвыборной кампании, жизненно важной задачей Фийона является сплочение электората правых. Судя по результатам опросов и рейтингов, эта задача почти невыполнима, однако на самом деле ситуация вовсе не безнадежна.
Дело в том, что у каждой "традиционной" партии во Франции — у правых, как бы они ни назывались, у социалистов, у "Национального фронта", даже у "леваков" — есть своя электоральная база. Ее размеры могут меняться в ту или иную сторону, но главное, что она существует. И если эту базу максимально объединить и мобилизовать, то можно рассчитывать на хороший результат. А как показал все тот же воскресный митинг, Фийон, несмотря на мощнейшую атаку, предпринимаемую против него в СМИ, уже сумел сформировать достаточно серьезное ядро сторонников, и это не позволяет окончательно списывать его со счетов.
А вот у любимца СМИ Макрона, который на сегодняшний день, согласно опросам, является фаворитом предвыборной гонки, как раз существует проблема собственного электората. В политике Макрон новичок, его движению "На марше" меньше года, обзавестись собственной электоральной базой он просто не мог. Сегодня его поддерживают те, кто разочаровался в политике ныне правящей Социалистической партии, а также представители мейнстрима, в котором довольно случайный набор либеральных воззрений перемешан с традиционными для Франции идеями государственного протекционизма.
Понятно, что этот электорат, в отличие от электората правых, весьма неустойчив, подвержен колебаниям. С другой стороны, за Макроном поддержка со стороны большинства крупных французских СМИ, значительной части финансового капитала и промышленников, а также, как поговаривают, и негласное покровительство со стороны Елисейского дворца. Факторы, бесспорно, очень серьезные, но все же у Франсуа Фийона теперь снова появился шанс.
Андрей Низамутдинов