5 АПР, 16:00

Визит Си Цзиньпина в США: на что надеется Пекин

Сможет ли руководство КНР проложить новый маршрут китайско-американских отношений?

Председатель КНР Си Цзиньпин начинает в четверг визит в США, где в поместье Мар-а-Лаго в штате Флорида он проведет встречу со своим американским визави Дональдом Трампом. Это станет их первой личной встречей. "Си, Трамп должны проложить маршрут китайско-американских отношений", — пишет газета China Daily. "Встреча "Си — Трамп" расширит связи", — полагает издание "Хуаньцю шибао". С подчеркнутым оптимизмом предваряют общение двух лидеров и другие китайские СМИ. Местная печать не скрывает надежды, что рандеву заложит основу для сотрудничества двух держав на обозримую перспективу.

Неожиданный визит?

Нынешний поход председателя КНР в США ожидался и все же стал неожиданным для китайского и мирового экспертного сообщества. С точки зрения дипломатического протокола, Си Цзиньпин едет в США второй раз подряд, в то время как глава американской администрации последний раз наносил визит, не приуроченный к какому-либо многостороннему формату, в 2009 году. По сути, стороны договорились о встрече лишь за пару месяцев. Обычно подготовка такого важного мероприятия занимает около полугода и более.

Наблюдатели отметили и другую деталь: МИД КНР сообщил о предстоящей поездке Си Цзиньпина менее чем за неделю до нее. Ранее о государственных визитах объявляли за более продолжительное время. В 2013 году, например, о поездке председателя КНР в США сообщили за три недели, а в 2015-м агентство "Синьхуа" впервые опубликовало сообщение об этом за семь месяцев.

По мнению аналитиков, сравнительно позднее оповещение общественности свидетельствует о том, что многие вопросы по повестке дня, вероятно, прорабатывались и согласовывались сторонами до самого последнего момента.

Если гора не идет к Магомету

Можно с уверенностью предсказать, что китайские СМИ будут подавать визит как успех Си Цзиньпина, чтобы подчеркнуть его роль национального лидера. Несомненно, будут дотошно рассматриваться подробности: сколько часов лидеры двух стран провели вместе, во что они были одеты, какие подарки преподнесли друг другу, какие блюда употребляли и другие детали. Тут, конечно, свою роль сыграет и супруга Си Цзиньпина Пэн Лиюань, которая в Поднебесной считается иконой нового национального стиля, воплощением призыва гордиться всем китайским, строить "прекрасный Китай".

Китайские СМИ, вероятно, постараются сформировать впечатление, что Си Цзиньпину и Дональду Трампу удалось установить личные отношения, выстроить доверие друг к другу во имя дальнейшего развития китайско-американского взаимодействия. Здесь даже прежние "антикитайские" заявления Трампа могут пойти в плюс китайским расчетам. Мол, удалось вытащить отношения из такого глубокого провала. Лишь бы он не совершил новых неловкостей.

"Американский" успех позволит укрепить имидж председателя КНР в глазах китайской общественности, усилить его вес в партии. Одновременно под ворохом "позитивных" деталей можно замаскировать то обстоятельство, что китайскому руководителю все же пришлось первому отправиться за океан. Но если общие итоги будут благоприятными (по сути или внешне — это другой вопрос), то такой "мелочью" можно будет пренебречь. Или почти пренебречь — какой-то осадок у церемониальных китайцев все же останется.

Удобный шанс в формате барбекю

При проведении таких поездок в каждой стране отмечают лиц, которые сыграли важную роль в их подготовке. Со стороны США главным инициатором саммита называют зятя президента США, его старшего советника Джареда Кушнера. В Китае, по мнению местных аналитиков, это член Госсовета КНР Ян Цзечи, который по неформальному партийно-государственному ранжиру стоит выше министра иностранных дел Ван И и является лицом, курирующим национальную дипломатию.

В китайском экспертном сообществе бытует мнение, что Ян Цзечи был одним из главных сторонников скорейшего проведения саммита с китайской стороны. Вероятно, он преподнес этот визит высшему руководству страны как удобный и редкий шанс для корректировки отношений между Китаем и США.

Как уже многократно отмечали китайские СМИ, саммит в Мар-а-Лаго является неформальным, что не обязывает лидеров двух стран следовать жесткому протоколу и принимать по его итогам какое-либо совместное заявление. Так что следует ожидать дружеского барбекю на подходящей лужайке. По мнению китайских наблюдателей, для Си Цзиньпина этот "неформальный формат" — дополнительный шанс оказать влияние на США по некоторым ключевым пунктам китайско-американских отношений, региональным и глобальным вопросам.

А что, собственно говоря, могут предложить китайцы американской стороне?

"Сигналы со стороны Белого дома свидетельствуют, что США в полной мере признают необходимость китайской поддержки в вопросах двусторонней торговли и международной повестки", — полагает профессор Центра американских исследований Фуданьского университета (Шанхай) Сун Гоюй. "Конфликт между странами был бы воистину губительным", — предостерегает он.

Курс новой американской администрации на международной арене все еще формируется, Трампу из-за известных трудностей на внешней и внутренней политической арене весьма желательны впечатляющие успехи в отношениях с ведущей державой мира. Этот шанс Си Цзиньпин своему американскому партнеру может предоставить. Однако при соблюдении определенных условий.

Повестка дня

Первостепенное внимание в ходе саммита лидеры, вероятно, уделят ракетно-ядерной программе КНДР, санкциям в отношении Пхеньяна, размещению ПРО THAAD в Южной Корее, а также торговым отношениям. Надо думать, в повестке будут и другие важные вопросы — Тайвань или обстановка в Южно-Китайском море. Однако Си Цзиньпин и Трамп могут не акцентировать внимание на этих существенных моментах, по сути, отложив их на потом во имя более важных целей.

К таковым, как считают эксперты, относятся ситуация на Корейском полуострове и торговля. И если в отношении политического диалога по КНДР и THAAD делать какие-либо оценки практически никто не берется, то торговлю Китай намерен обсуждать довольно открыто и даже готов к некоторым уступкам.

Пекин хотел бы избежать торговой войны с США — одним из важнейших для себя рынков. Такое противостояние губительно скажется на стабилизации китайской экономики, темпы роста ВВП которой уже упали до минимальных за четверть века показателей. Китайско-американская торговля достигла в 2016 году $519 млрд. Китайские инвестиции в США, заявил представитель МИД КНР Лу Кан, создали в Штатах 2,6 млн рабочих мест, а торговля с КНР позволяет сэкономить каждой американской семье в среднем $850 в год, что делает Китай, может, и не слишком сговорчивым, но важным партнером в глазах Вашингтона.

В то же время китайское руководство не хочет и не может себе позволить действий или событий, которые могут привести к экономической и социальной турбулентности. Это будет крайне нежелательно накануне важнейшего события в политической жизни КНР за пятилетие — намеченного на вторую половину этого года 19-го съезда Коммунистической партии Китая.

Поэтому Пекин готов договариваться и даже "купить" себе толику политической и экономической стабильности — как минимум на этот судьбоносный период. Важно, чтобы цена была приемлемой.

Андрей Кириллов, Роман Баландин

Читать на tass.ru
Теги