Произошла ошибка.
Перезагрузите плеер

Выборы президента в Южной Осетии: три кандидата на возможных два тура

9 апреля состоятся выборы президента и референдум о переименовании Республики Южная Осетия в Государство Алания

ЦХИНВАЛ, 8 апреля. /ТАСС/. Жители Южной Осетии в воскресенье, 9 апреля, в пятый раз в современной истории будут избирать президента республики. В этот же день состоится референдум о переименовании Республики Южная Осетия в Государство Алания.

В советское время бывшая автономной область в составе Грузинской ССР после распада СССР Южная Осетия провозгласила себя независимой и приняла Декларацию о национальном суверенитете. Нападение Грузии на Южную Осетию в 2008 году в попытке вернуть контроль за республикой стало причиной пятидневной войны. Это вынудило Россию ввести свои войска в регион, вскоре после этого Москва признала независимость Южной Осетии и оказывает ей постоянную поддержку. Независимость также признали Никарагуа, Венесуэла, Республика Науру. Грузия по сей день считает республику частью своей территории.

Выборы президента в Южной Осетии впервые были проведены в 1996 году. Большинство предыдущих избирательных кампаний проходили в острой борьбе между кандидатами. Нынешнюю кампанию отличает небольшое количество участников и наличие явных лидеров. При этом, как ранее во время выборов, оппозиция достаточно жестко критикует действующую власть, но все это происходит на фоне успехов в развитии республики.

В итоге на высший государственный пост претендуют три кандидата: действующий президент, получивший поддержку российских официальных кругов, Леонид Тибилов, представляющий оппозицию действующей власти председатель парламента Республики Южная Осетия, лидер партии "Единая Осетия" Анатолий Бибилов и сотрудник Комитета государственной безопасности (КГБ) Алан Гаглоев, ранее не замеченный в политических процессах. Президентскую гонку 2017 года разогревает митингами экс-президент страны Эдуард Кокойты, недовольный тем, что его не допустили к участию в выборах.

Принципиально другая кампания

Нынешние выборы президента в Южной Осетии проходят в пятый раз. Для победы в первом туре кандидату необходимо набрать 50% плюс 1 голос, выборы будут признаны состоявшимися в случае, если на участки придет более половины из 32,7 тыс. избирателей.

Количество кандидатов по сравнению с предыдущими выборами сейчас не очень велико. Опрошенные ТАСС эксперты отмечают, что в начале избирательной кампании почти сразу стало понятно, кто является лидерами гонки.

Желание участвовать изъявили шесть кандидатов: пятеро были выдвинуты инициативными группами, один - политической партией. Троим было отказано в регистрации, в том числе экс-президенту Эдуарду Кокойты, который не прошел так называемый ценз оседлости - постоянное проживание на территории республики на протяжении последних пяти лет, и предоставил в ЦИК неполный пакет документов, указав при этом недостоверные сведения об имуществе.

"В первую очередь, нет такого тотального "паломничества" желающих занять высший государственный пост в стране, - рассказал ТАСС председатель партии "Фыдыбаста" ("Отечество"), депутат первых созывов парламента Южной Осетии Вячеслав Гобозов об отличиях нынешней кампании. - Если шесть лет назад их количество зашкаливало за три десятка, а непосредственно в избирательной кампании приняли участие 17 претендентов, то теперь число заявивших о своих президентских амбициях было намного скромнее".

По словам Гобозова, который стоял у истоков государственности независимой Южной Осетии, в 2011 году изначально трудно было назвать фаворитов, несмотря на то, что один из претендентов получил беспрецедентную поддержку Кремля. "Сейчас вероятные фавориты кампании (Бибилов и Тибилов - прим. ТАСС) были известны задолго до ее начала, что, в принципе, и стало одним из главных факторов, предопределивших такую малочисленность когорты претендентов на высший государственный пост. Наконец, нынешняя избирательная кампания принципиально отличается от предыдущей значительно меньшим накалом и довольно строгим соблюдением избирательных процедур", - считает он.

Предыдущие президентские избирательные компании, отмечает эксперт, проходили "на фоне тотального неприятия обществом власти и крайне низкого (если не сказать - отрицательного) рейтинга действующего главы государства". Выборы-2017 отличает также достаточно спокойное восприятие действующей власти в республике.

"В этой ситуации основным девизом этих кампаний было: "Кто угодно, только не он (действующий президент), - отмечает Гобозов. - Даже повторные выборы 2012 года, несмотря на их чрезвычайный характер, Леонид Тибилов выиграл во многом потому, что был практически единственным кандидатом, который не был связан никак с командой тогдашнего президента Эдуарда Кокойты".

Противостояние кандидатов

Противостояние действующей власти в лице Тибилова и парламента, большинство мест в котором имеет "Единая Осетия" во главе с Бибиловым, началось задолго до выборной кампании. Первые публичные упреки прозвучали, когда парламент отказался принимать госбюджет на 2017 год.

В итоге страна впервые за свою историю начала календарный год без главного финансового документа. Критику в парламенте (в подавляющем большинстве со стороны "Единой Осетии") вызывали практически все действия власти и даже решение ЦИК об открытии дополнительного участка в Северной Осетии. Тибилов, в свою очередь, обвинял соперника в нагнетании обстановки, подрыве стабильности и огульной критике власти, к которой, между тем, относится и парламент как законодательная ветвь.

В ходе предвыборных теледебатов основные соперники также вступали в острые споры, а один из эфиров и вовсе был сорван из-за недовольства Бибилова рассадкой кандидатов в студии. При этом депутат первых созывов парламента республики Вячеслав Гобозов обращает внимание, что действующий президент, идущий на второй срок, свою кампанию проводит на фоне серьезных успехов, достигнутых под его руководством и в плане общественно-политической стабильности, и в вопросах социально-экономического восстановления и развития Южной Осетии.

"Ему есть что показать в качестве результатов своей деятельности. Правда, против кандидатуры Тибилова играет серьезная непопулярность в обществе определенных высокопоставленных должностных лиц из его команды, и не факт, что избирателям будет достаточно в этом плане обещаний действующего президента сформировать в случае победы новую команду. В любом случае Тибилов, пожалуй, первый в новейшей истории Южной Осетии глава государства, чье желание продлить свой мандат не вызывает серьезного неприятия со стороны общества", - говорит Гобозов.

Критика исполнительной власти

В пользу действующего главы сыграет и референдум о возвращении исторического названия страны - "Государство Алания", считает он. В отличие от Тибилова, его соперники, особенно Бибилов, сделали ставку на тотальную критику действующей власти.

Глава парламента проводит довольно агрессивную избирательную кампанию, пытаясь привлечь протестный электорат на свою сторону.

"В его распоряжении достаточно дисциплинированная партия и возможности, которые представляет должность руководителя законодательной ветви власти. Вопрос в том, что этого всего может не хватить для победы в ситуации, когда нет тотального неприятия обществом действующей власти и ее руководителя. Да и обвинения в адрес власти со стороны третьего человека в государстве, к тому же больше шести лет бывшего членом правительства, выглядят несколько странно и настораживают многих избирателей", - отмечает эксперт.

"В этом плане Алану Гаглоеву намного легче следовать тактике критики исполнительной власти, - поясняет Гобозов. - К тому же у него есть шансы привлечь значительную часть молодежи, а также многих сторонников сохранения независимости Южной Осетии. Серьезным недостатком в глазах значительной части избирателей является его молодость и неопытность в политических вопросах, а также отсутствие в его окружении знаковых, популярных в обществе людей".

По его словам, Гаглоев может набрать "достаточно серьезный процент голосов", поэтому не исключено, что именно его поддержка определит победителя, если будет второй тур выборов.

Фактор Кокойты

Определенное влияние на нынешнюю предвыборную кампанию оказал экс-президент Эдуард Кокойты, который почти десять лет возглавлял республику. На время его правления пришлась грузинская агрессия в 2008 году. На выборах президента в 2011 году он поддержал в качестве преемника Бибилова, но, когда победила лидер оппозиции Алла Джиоева, президент фактически спровоцировал политический кризис, объявив выборы несостоявшимися. Джиоева не согласилась с этим решением, а ее сторонники вышли на демонстрацию, названную "Снежной революцией" из-за снега, выпавшего в этот день.

Политический кризис был урегулирован после того, как Джиоева отказалась от притязаний на президентский пост, Кокойты сложил свои полномочия, были назначены повторные выборы, на которых победил Леонид Тибилов. После отказа в регистрации в нынешней президентской гонке кандидатом Кокойты начал выводить сторонников на несанкционированные митинги, оказывая давление на суд и действующую власть.

"Его призыв к своим сторонникам голосовать за Анатолия Бибилова некоторые эксперты расценили как усиление позиций последнего, - указывает Гобозов. - Можно предсказать, что по призыву Эдуарда Кокойты за Анатолия Бибилова проголосуют разве что ближайшие соратники экс-президента и меньшая, наиболее радикальная часть протестного электората, которой все равно за голосовать, лишь бы не за действующую власть".

С другой стороны, отмечает он, многие сторонники Бибилова с настороженностью отнеслись к присоединению экс- президента к их лагерю. "Многие еще помнят ту деструктивную роль, которую тот сыграл в событиях 2011 года, и отнюдь не желают снова "таскать каштаны из огня" для Кокойты. А это чревато тем, что вместо приобретения дополнительных голосов кандидат в президенты Анатолий Бибилов из-за Кокойты может потерять поддержку многих нынешних сторонников. Похоже, он понимает эту опасность, по крайней мере, до сих пор достаточно сдержанно реагировал на "подарок" экс-президента и пока что отрицает любые договоренности с ним", - подчеркнул Гобозов.

Вместе с тем он отметил, что предсказать, в каких именно пропорциях распределятся в пользу каждого из трех кандидатов в президенты, сейчас практически невозможно. При этом директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков ранее сказал ТАСС, что "Бибилов знает, что Москва сделает все, чтобы не допустить Кокойты и его друзей во властные структуры Южной Осетии ни сейчас, ни потом, потому что хорошо помнит и о разбазаренных режимом экс-президента деньгах, и о его странном поведении во время войны 2008 года". "Если даже в окружении Бибилова кто-то что-то пообещал Эдуарду Джабеевичу, то выполнить точно не сможет, - отметил эксперт. - Тибилов также не вступал в переговоры с Кокойты, и в случае его победы "кокойтовцам" точно никаких должностей не достанется".

Многие эксперты также отмечают, что нынешняя гонка не ограничится одним туром. Как сообщили ТАСС источники во властных структурах страны, второй тур может состояться 23 апреля.

Север - за благополучие на Юге

Внимательно следят за выборами в республике в соседней Северной Осетии, где проживают около 10 тысяч югоосетинцев. Они смогут проголосовать за президента страны на трех избирательных участках, также будет организовано голосование на дому.

Как рассказал ТАСС глава Северной Осетии Вячеслав Битаров, он поддержит любое решение народа Южной Осетии. "Выбор делает народ, поэтому мы с большим уважением поддержим любое принятое народом решение. Кто бы ни возглавил республику, мы будем совместно выстраивать наши братские отношения, будем вместе укреплять экономику, развивать культуру и образование, более тесно сотрудничать во благо нашей Осетии", - заявил глава российского региона.

Битаров пожелал гражданам Южной Осетии спокойно провести выборы. "Всем участвующим в выборном процессе предстоит и после него рядом жить и созидать, поэтому я желаю всем братьям на Юге и будущему лидеру республики единения, понимания и в любой сложной ситуации искать опору в народной мудрости, которая еще никогда не подводила: "Братская любовь крепче каменной стены". Надо помнить это и всегда поддерживать друг друга, только так мы добьемся желаемого, а хотим мы все сильную и благополучную Осетию", - подчеркнул он.

Выборы-2017

Предвыборная агитация кандидатов началась с момента их регистрации и завершилась 7 апреля 2017 г. Законодательство Южной Осетии запрещает агитацию за день до начала выборов и в день голосования, поэтому 8 апреля в республике - "день тишины".

Выборы состоятся 9 апреля 2017 г. с 8:00 до 20:00 по местному времени (совпадает с московским). Для избирателей на территории Южной Осетии и за ее пределами, по данным ЦИК республики, будет открыто 77 участков. Из них пять участков созданы за пределами республики: один - в Москве, три - в Северной Осетии и один - в Абхазии.

По данным всеобщей переписи населения республики 2015 г., общая численность населения Южной Осетии - 53 тыс. 532 человека (более поздние официальные сведения не публиковались). В выборах смогут принять участие 32 тыс. 736 граждан республики, достигших 18-летнего возраста.

За ходом голосования будут следить более 80 международных наблюдателей из России (включая представителей ЦИК России, Государственной думы), Абхазии и др.

Центральная избирательная комиссия Южной Осетии должна огласить итоги выборов не позднее чем через пять дней со дня голосования. Президент республики приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги. 

LiveInternet