Оптимизм на фоне тревоги: итоги саммита США — Китай
Переговоры Дональда Трампа и Си Цзиньпина прошли на фоне ударов США по Сирии. Повлияло ли это на результаты саммита?
Первая личная встреча президента США Дональда Трампа и председателя КНР Си Цзиньпина прошла на подчеркнуто оптимистической ноте. Саммит, состоявшийся 6–7 апреля в "зимнем Белом доме", поместье американского лидера Мар-а-Лаго в Палм-Бич (штат Флорида), превзошел ожидания, тем более что тревожным фоном для него неожиданно стали удары США по Сирии. В преддверии встречи Трамп говорил, что ожидает очень трудного разговора, прежде всего по двусторонней торговле и по КНДР. В итоге же он заявил, что лидерам удалось если не обо всем сразу договориться, то во всяком случае "подружиться", а это открывает хорошие перспективы на будущее. Среди высказываний Си Цзиньпина американская пресса в основном цитирует фразу о том, что "имеется тысяча причин для того, чтобы делать китайско-американские отношения успешными, и ни одной — чтобы их разрывать".
Основные итоги
По итогам саммита было объявлено, что Трамп принял приглашение посетить в нынешнем году КНР. Среди других ключевых результатов — решение о расширении "всеобъемлющего диалога США и Китая", который впредь будут лично курировать главы двух государств и который будет включать четыре широкие области: вопросы дипломатии и безопасности, экономическую тематику во всех ее аспектах, сферу правоприменения и кибербезопасности, а также развитие общественных и культурных связей.
На ключевом экономическом направлении стороны решили составить план действий, рассчитанный на 100 дней. Как подчеркивал на брифинге для журналистов глава Минторга США Уилбур Росс, для данной сферы это неслыханно короткий срок, свидетельствующий о "растущем согласии между двумя странами". Речь идет прежде всего о выправлении торгового баланса, то есть увеличении американского экспорта в КНР. По мнению специалистов, сделка подразумевает, что по меньшей мере в период ее действия США будут воздерживаться от односторонних мер против Китая.
Что касается КНДР, то госсекретарь США Рекс Тиллерсон сказал журналистам, что лидеры решили "наращивать взаимодействие и работу с международным сообществом", с тем чтобы "понять, нельзя ли уладить дело миром". Но он предупредил, что для этого "подход Северной Кореи должен измениться" и что Вашингтон "готов прокладывать собственный курс, если выяснится, что по этому поводу Китай просто не может координировать с нами усилия".
В воскресенье госсекретарь уточнил в телеинтервью, что США не стремятся к "смене режима" в Пхеньяне. Накануне стало известно о движении в сторону Корейского полуострова ударной группы ВМС США во главе с авианосцем Carl Vinson ("Карл Винсон").
Под российским углом
Тиллерсон на этой неделе собирается в Москву, где сам, видимо, сможет рассказать о дискуссиях в Мар-а-Лаго. Объяснения от него потребуются прежде всего в сирийском контексте. Во всяком случае так считает специалист по Китаю из Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне Бонни Глейзер. "Тиллерсон на пресс-брифинге рассказал, что когда Трамп сообщил Си (Цзиньпину) об ударе по авиабазе в Сирии 59 крылатыми ракетами, Си (Цзиньпин) ответил в том духе, что это можно понять — в ситуации, когда от применения химического оружия гибнут дети. Если это действительно так, то это будет иметь последствия для дальнейшей российско-китайской координации по Сирии", — поделилась она в беседе с корреспондентом ТАСС.
Политолог из Мичиганского университета Джон Сиорсиари указал, что "подход президента Трампа и по стилю, и по сути был более традиционным, чем можно было бы ожидать, исходя из его предвыборной риторики". "Он давил по таким вопросам, как Северная Корея, но не делал шагов, способных поставить Си (Цзиньпина) в неловкое положение и породить ненужную напряженность во взаимоотношениях, — пояснил ТАСС специалист. — Это говорит об определенной дозе осторожности, которую можно только приветствовать".
"Вместе с тем американские ракеты полетели в Сирию, — констатировал эксперт. — Судя по всему, новая администрация США производит перекалибровку своих подходов таким образом, что трения с Москвой по меньшей мере какое-то время будут сильнее, чем с Пекином".
Как известно, в ходе прошлогодней предвыборной кампании в США Трамп постоянно выражал намерение "поладить" с Россией, а о Китае отзывался резко негативно.
Комплименты и критика
Хор комментариев американских специалистов и прессы по поводу ударов по Сирии, а также несколько отодвинутой ими на задний план встречи в Мар-а-Лаго в целом комплиментарен для Трампа. Подчеркивается, что этими ударами он перехватил инициативу у китайского гостя, укрепил свои позиции и внутри страны, и на международной арене. Некоторые говорят и пишут, что нынешний хозяин Белого дома наконец-то повел себя "по-президентски", заслужил право считаться "лидером свободного мира", дал сигнал, к которому не могут не прислушаться во всех столицах, включая Пекин и Москву.
Но есть и иные мнения. Редактор вашингтонского журнала Foreign Policy по Азии Джеймс Палмер опубликовал комментарий под заголовком "То, что Трамп называет силой, Китай называет глупостью". На его взгляд, "Пекин только радуется, видя, как США вновь попадают в свой собственный капкан на Ближнем Востоке".
"Китай прекрасно отдает себе отчет и в военной мощи США, и в глобальных пределах ее досягаемости: в конце концов, авианосцы они считать умеют, — отметил автор. — Но вот что не устает их приятно удивлять, так это насколько глупо США пользуются этой мощью. Для Си (Цзиньпина) удары (США по Сирии) могли быть знаком неуважения, но они же служили и напоминанием о фундаментальной тупости — с китайской стратегической точки зрения — внешнеполитических решений США".
"Пока Соединенные Штаты увязали в трясине Афганистана и Ближнего Востока, — продолжил Палмер, напоминая о войне США в Ираке, — Китай строил заводы, экономические альянсы и искусственные острова... Если США сунут руку в сирийский медвежий капкан, у них будет меньше ресурсов, чтобы заниматься вопросами и регионами, реально значимыми для Китая".
Аналитик предупредил, что КНР еще "ударит в барабан по поводу прав суверенных государств и западного вмешательства — не в последнюю очередь для того, чтобы исполнить свой долг перед своим настоящим союзником и соседом Россией". И уже на следующий день The New York Times сообщила, что "после отъезда Си (Цзиньпина) из США китайские СМИ обрушились с критикой на удар по Сирии".
Что может быть круче
Среди антуражных зарисовок об американо-китайском саммите запомнилась публикация во флоридской The Miami Herald о том, что для округа Палм-Бич встреча в верхах была сопоставима со "стихийным бедствием". Местный шериф отменил для своих подчиненных отпуска и отгулы и перевел весь личный состав на посменные 12-часовые дежурства. По его словам, одних только сверхурочных за период саммита общей продолжительностью менее суток местным властям придется заплатить под $120 тыс. Те, правда, рассчитывают, что федеральная казна компенсирует им затраты.
Согласно публикации, Трамп предлагал Си Цзиньпину разместиться в Мар-а-Лаго, но делегация оказалась слишком велика. Китайцы привезли с собой даже несколько сот "встречающих" — людей в штатском, призванных стоять по маршрутам движения кортежей, махать флажками и заслонять собой акции протеста. Те тоже имели место, в частности со стороны правозащитников, поборников религиозных свобод.
"Для округа Палм-Бич одновременное присутствие на его территории двух глав государств, особенно этих двух глав государств, беспрецедентно, — писала The Miami Herald, выделяя шрифтом слово "этих". — Круче было бы только в том случае, если бы приезжим президентом был Владимир Путин".
Андрей Шитов