Саммит США — Китай: взгляд на КНДР из "южного Белого дома"

AP Photo/ Lee Jin-man
Смогут ли Дональд Трамп и Си Цзиньпин договориться по проблеме ядерной и ракетной программы Пхеньяна?

Отношения с КНДР станут одной из главных тем начинающихся сегодня двухдневных переговоров президента США Дональда Трампа с председателем КНР Си Цзиньпином. Встреча между ними состоится на флоридском курорте Палм-Бич в поместье американского лидера "Мар-а-Лаго", который сам его хозяин уже успел прозвать "южным Белым домом". Предстоящая дискуссия должна подтвердить, что новая вашингтонская администрация считает ядерную и ракетную программы КНДР серьезной угрозой национальной безопасности США и всего мира, а потому намерена сделать эту проблему своим внешнеполитическим приоритетом.

Без Пекина никуда

И в Вашингтоне, и в других мировых столицах сознают, что без участия Пекина, поддерживающего хоть какие-то связи с изолированным Пхеньяном, эту проблему не решить. По выражению сенатора-республиканца Джона Маккейна, Китай "может сделать так, что северокорейская экономика остановится через неделю". При этом Соединенные Штаты убеждены, что Китай должен активнее использовать свое влияние на КНДР, чтобы заставить ее "изменить свое поведение". Если же китайское руководство "не будет решать вопрос с КНДР, тогда это сделаем мы сами", предупредил Трамп в недавнем интервью британской The Financial Times.

В унисон ему прозвучало и заявление госсекретаря Рекса Тиллерсона о наращивании американского военного присутствия в Южной Корее, куда ранее — под аккомпанемент протестов Китая — были переброшены противоракетные комплексы THAAD. "Мы не исключаем никаких вариантов действий", — сказал он, отвечая на вопрос телекомпании Fox News о возможности размещения на Корейском полуострове ядерного оружия. По его словам, "период стратегического терпения в отношении КНДР закончился".

Одновременно появились сообщения о разработке новых американских санкций против КНДР, которые могут ударить по иностранным — в первую очередь китайским — компаниям, поддерживающим контакты с Пхеньяном. Цель такого шага — полная изоляция КНДР от мировой финансовой системы. Еще один рычаг давления хочет опробовать Конгресс США. Там обсуждается вопрос, не вернуть ли эту страну в американский список спонсоров международного терроризма, против которых также предусмотрены карательные меры.

Формат меняется, проблемы остаются

Угрозы односторонних действий, по мнению Белого дома, должны не только послать недвусмысленный сигнал лидеру КНДР Ким Чен Ыну, но и немного расшевелить Пекин, который явно боится перегнуть палку в отношениях со своим беспокойным соседом. В том же контексте — заявление постпреда США при ООН Никки Хейли о том, что Вашингтон "не хочет возвращаться к шестисторонним переговорам" по денуклеаризации Корейского полуострова, поскольку их потенциал полностью исчерпан. "Мы уже этим занимались, (на этом направлении) сделано все", — сказала американский дипломат в интервью CNN.

Шестисторонние переговоры с участием КНДР, Южной Кореи, Японии, Китая, США и России продолжались с 2003 года и были приостановлены в 2008 году по инициативе Пхеньяна, который выразил недовольство резолюцией Совбеза ООН, осудившего его за очередные ракетные пуски. Сейчас КНДР ежегодно осуществляет по несколько десятков пусков баллистических ракет и провела с 2006 года уже пять ядерных испытаний. По оценкам экспертов, КНДР имеет не менее 10 ядерных боезарядов, а к 2020 году их количество может возрасти в несколько раз. Кроме того, разведка США считает, что Пхеньян уже сейчас располагает техническими возможностями для "миниатюризации ядерных боеголовок" в целях их установки на межконтинентальные ракеты, способные достичь американской территории.

"Подарок" к саммиту

Очередной пуск баллистической ракеты — на этот раз средней дальности — был осуществлен в среду из района портового города Синпхо, где находится база северокорейских подводных лодок. Пролетев 60 км, она упала в акватории Японского моря, став весьма неприятным "подарком" для участников предстоящего американо-китайского саммита. В Вашингтоне это вызвало нескрываемое раздражение. "Соединенные Штаты уже достаточно много говорили о КНДР. У нас больше нет комментариев", — заявил Тиллерсон.

Реакция Пекина, напротив, была более чем сдержанной (случай не первый и наверняка не последний). Официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин напомнил об инициативе своей страны, направленной на урегулирование ситуации вокруг КНДР. В марте министр иностранных дел Китая Ван И предложил, чтобы КНДР приостановила реализацию своей ракетно-ядерной программы в обмен на прекращение военных маневров Республики Корея и США. "Стороны должны сесть за стол переговоров, восстановить механизм урегулирования конфликта мирным путем", — заявил Ван И.

Китайский министр не уточнил, какое количество кресел должно стоять вокруг переговорного стола, но о том, что их должно быть шесть, в любом случае не говорил. О шестисторонних переговорах в последнее время почти не упоминают и российские официальные лица. Однако очевидно, что отказ от них сам по себе ничего не даст, тем более что дискуссии с КНДР сейчас ни в каком виде вообще не ведутся. Москва, кстати, давно указывала, что без возобновления диалога между Вашингтоном и Пхеньяном решение проблем на Корейском полуострове с мертвой точки не сдвинуть.

Что касается самой России, то у нее есть все возможности для того, чтобы остаться ключевым участником этого процесса даже в случае, если его формат полностью изменится. Объясняется это не только тем, что РФ — постоянный член Совета Безопасности ООН, где обсуждаются и принимаются все резолюции по КНДР, в том числе предусматривающие санкции. Россия еще и непосредственный сосед КНДР, поддерживающий дипломатические, экономические и культурные связи с этой страной.

Двойной подход

На это обращают внимание и американские эксперты, пытающиеся сейчас определить возможные направления дальнейшей политики в отношении КНДР. "Сотрудничество со стороны России и Китая часто играет существенную роль в достижении целей в области нераспространения, и ухудшение отношений с Москвой и Пекином может затруднить такое сотрудничество", — считает бывший специальный советник Госдепартамента США по нераспространению и контролю над вооружениями Роберт Эйнхорн, работающий сейчас в вашингтонском Институте Брукингса.

По его мнению, у администрации Трампа есть "два варианта ответа на северокорейскую угрозу". "Первый из них заключается в резком усилении давления на Пхеньян с помощью ужесточения санкций, блокирования источников его доходов в твердой валюте и недопущения поставок ему особо важных технологий, — отметил специалист. — На КНР будет оказано большое давление, чтобы заставить ее присоединиться к этой кампании, в том числе с помощью угрозы санкций против китайских компаний, помогающих КНДР заниматься незаконными делами".

Второй вариант, продолжает Эйнхорн, "предусматривает двойную стратегию давления и переговоров". "Поддержка Пекина при любом подходе к КНДР будет иметь важнейшее значение, но Китай будет выступать против того, чтобы использовать лишь одно давление, и скорее поддержит такую стратегию, которая предполагает оказание нажима на Пхеньян для того, чтобы склонить его к переговорам, как это было в случае с Ираном", — полагает Эйнхорн.

"Двойной подход еще не является гарантией успеха, — подчеркивает эксперт. — Но по сравнению с "односторонним давлением" он дает больше шансов на поддержку со стороны Пекина и Сеула, оказание эффективного нажима на КНДР и сдерживания ядерной и ракетной программ этой страны".

В поисках коалиции

В свою очередь коллеги Эйнхорна из Института Брукингса Брюс Джонс и Джонатан Поллак отмечают, что "большинство сценариев, по которым могут развиваться события на Корейском полуострове, являются либо опасными, либо ужасающими". "Все варианты политических действий для решения этой проблемы выглядят плохими, — считают специалисты. — Обнадеживает лишь то, что президент демонстрирует понимание всей остроты стоящего перед ним вызова и необходимости выработки взвешенного и решительного подхода к отношениям с КНДР".

Накануне саммита Трамп провел в "Мар-а-Лаго" совещание с ближайшими помощниками и поручил Совету национальной безопасности подготовить предложения по поводу политики в отношении КНДР. Чтобы эта политика приобрела какой-то определенный и устойчивый характер, потребуется время, но ее основные контуры могут быть намечены уже после американо-китайского саммита.

Если администрация Трампа сумеет за время своего пребывания у власти добиться существенных сдвигов в решении проблемы, связанной с ядерной и ракетной программами КНДР, то это может стать ее самым большим достижением в области внешней политики. Очевидно также, что, несмотря на угрозу односторонних действий, Вашингтон будет рассчитывать в этом деле на сотрудничество с Пекином и Москвой. И если Россия поможет Соединенным Штатам на северокорейском направлении, то будет вправе рассчитывать на ответные жесты доброй воли с их стороны.

"Мы собираемся сотрудничать с другими партнерами и союзниками как настоящая глобальная коалиция, чтобы решить эту проблему скорейшим образом", — заявила исполняющая обязанности помощника госсекретаря по делам Восточной Азии и Тихого океана Сюзан Торнтон. Излагая на пресс-брифинге американскую позицию в отношении КНДР, она подчеркнула, что "терпение подошло к концу" и Вашингтон хочет действий, "направленных на результат".

12 апреля в Москве побывает госсекретарь Рекс Тиллерсон. Российский МИД и Госдепартамент США сообщили, что в повестку дня его переговоров наряду с сирийским конфликтом и двусторонними отношениями входит обстановка на Корейском полуострове. Поговорить на эту тему в российской столице после встречи лидеров США и Китая во Флориде будет самое время.

Иван Лебедев