Террористическая группировка "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ) уже взяла на себя ответственность за налет на курортный комплекс. Власти Филиппин эту версию пока не подтверждают.
"Мы не можем сказать, что это был акт терроризма", — цитирует агентство Reuters заявление шефа полиции Филиппин Рональда Дела Роса. По его словам, нападение, возможно, было попыткой ограбления казино, а заявление ИГ сделано в целях пропаганды.
Тем не менее нападение на курортный комплекс нельзя не рассматривать в общем контексте того, что происходит сейчас на Филиппинах: на юге страны армия ведет активные боевые действия против боевиков-исламистов из группировок "Абу Сайяф" и "Мауте", присягнувших на верность ИГ. В ряде регионов страны с 23 мая введен режим военного положения, а президент Родриго Дутерте несколько дней назад отменил свои зарубежные визиты из-за ситуации в стране.
Старая угроза
Радикалы из "Абу Сайяф" действуют на территории Филиппин с 1991 года и совершили десятки террористических актов и нападений на силы армии и полиции. "Мауте" — сравнительно более "молодая" и немногочисленная (около 300 человек) группировка, созданная в 2013 году выходцами из Исламского освободительного фронта моро, который добивается создания независимого государства.
Обе террористические группировки базируются на юге острова Минданао, где около 40% населения составляют мусульмане. Три года назад "Абу Сайяф" и "Мауте" присягнули на верность главарю ИГ Абу Бакру аль-Багдади.
А в ноябре 2016 года они резко активизировали боевые действия против правительственных войск. Тогда исламисты захватили крупный город Бутиг. Чтобы выбить их оттуда, армии потребовалось четыре дня. А 23 мая 2017 года боевики взяли под контроль город Марави с населением 200 тысяч человек.
Боевики переходят в наступление
Эти события застали врасплох президента страны Родриго Дутерте, который в тот момент находился с официальным визитом в Москве. Встречаясь с Владимиром Путиным, Дутерте заявил, что Филиппины рассчитывают на поддержку России в обеспечении его страны современным оружием для борьбы с терроризмом, после чего был вынужден прервать визит и направиться обратно в Манилу.
Еще в апреле Дутерте, известный своим жестким подходом к терроризму и наркоторговле, заявил в шутку, что съест печень террориста, если ему дадут "соль и уксус". А по возвращении из Москвы президент приступил к решительным действиям.
Первым делом он объявил о введении режима военного положения на острове Минданао на 60 суток. При этом президент добавил, что оно может продлиться и год, но если на уничтожение террористов уйдет только месяц, он будет "только рад".
Дутерте предоставил армии почти полную свободу действий в регионе.
Более того, ради победы над исламистами Дутерте призвал в союзники извечных врагов государства — Новую народную армию (ННА). Это вооруженное крыло коммунистов-маоистов, которое с конца 1960-х годов ведет партизанскую войну с властями Филиппин ради создания независимого государства. В этой войне за последние полвека погибло более 40 тысяч человек. Лишь в апреле этого года Дутерте удалось достичь с маоистами соглашения о временном прекращении огня. И вот теперь от призывает бойцов ННА на государственную военную службу ради борьбы с "Мауте" и "Абу Сайяф". "Я найму вас в качестве военнослужащих — то же жалованье, те же привилегии. Для вас будут построены дома", — пообещал президент.
Спецоперация продолжается
В ходе боев за Марави уже уничтожено около ста боевиков, сообщил 1 июня министр обороны страны Делфин Лорензана. По его словам, среди них по крайней мере восемь иностранных наемников, в том числе выходцы из Индонезии, Малайзии, Саудовской Аравии, Йемена и Чечни.
Потери правительственных войск — 25 человек. Причем десять из них погибли в результате авиаудара, который ВВС Филиппин по ошибке нанесли по своим позициям.
В ходе боев погибло и 19 мирных жителей.
1 июня армия заявила об установлении полного контроля над захваченным ранее исламистами городом. Тем не менее бои в провинции продолжаются. А похищенный террористами католический священник, которому удалось освободиться, утверждает, что экстремисты все еще удерживают в плену более 200 человек. Родриго Дутерте заявил, что будет "безжалостен" по отношению к тем, кто поддерживает оставшихся в живых членов "Мауте" и "Абу Сайяф".
Александр Мосесов