Японский премьер-министр Синдзо Абэ встречается с президентом России Владимиром Путиным едва ли не чаще, чем с другими мировыми лидерами. Только в этом году они проводили личные переговоры дважды — в апреле премьер побывал с визитом в Москве, а в июле лидеры виделись в Гамбурге на полях саммита "двадцатки". Очередная их встреча запланирована на 7 сентября во Владивостоке, где пройдет Восточный экономический форум (ВЭФ). Главная тема мероприятия — экономика, и это направление, безусловно, значится в повестке Абэ, но едва ли имеет первостепенное значение.
Главное, на чем будет сосредоточено внимание как самого премьера, так и почти всей правительственной части японской делегации в столице Приморья, это политика. Речь идет о вопросе Южных Курил и дипломатии в сфере безопасности — фон для переговоров на высшем уровне задала КНДР, где 3 сентября было проведено шестое ядерное испытание.
Тернистый путь к сотрудничеству
Построение личных отношений с российских лидером премьер-министру Японии видится едва ли не единственным способом решения принципиального для Токио вопроса Южных Курил. С этой мыслью он предложил в 2016 году российской стороне так называемый новый подход, согласно которому решение территориального вопроса уже не является предварительным условием для масштабного экономического сотрудничества.
Наоборот, развитие деловых связей теперь служит улучшению отношений по всем фронтам с целью построения отношений доверия. Ведь, как неоднократно говорил российский президент, решить этот сложный вопрос можно, лишь углубив связи и построив дружеские отношения.
Но японские деловые круги пока довольно холодно смотрят в сторону экономического сотрудничества с Россией. Как свидетельствует опрос, проведенный Федерацией японского бизнеса (Ниппон кэйданрэн), нерешенных проблем, затрудняющих работу с РФ, еще очень много. В первую очередь они касаются несовершенства правовой системы и правоприменительной практики, мешают бюрократические барьеры и сложности прохождения импортных и экспортных процедур, длительные согласования, отсутствие необходимой информации не только на японском, но и на английском языке.
У экономического сотрудничества двух стран, по мнению некоторых наблюдателей, имеются довольно узкие и вполне конкретно очерченные рамки. В этой связи эксперты высказывали мнение, что больших сенсаций, прорывов и вообще чего-то кардинально нового от третьего ВЭФ ожидать не стоит.
Во время визита Путина в Японию в декабре 2016 года был подписан солидный пакет из 80 документов, в том числе 68 соглашений с участием частных компаний. Большая их часть до сих пор остается на уровне меморандумов. Можно ожидать, что предстоящий форум даст возможность сделать еще один шаг, пускай и небольшой, по направлению к реализации намеченных планов.
И действительно, к примеру, как рассказали ТАСС в компании JGC Corporation, на следующий этап должен выйти проект по созданию во Владивостоке реабилитационного медицинского центра. Переговоры на эту темы между сторонами шли более года, а теперь, как ожидается, проект будет запущен уже в январе 2018 года.
Планомерное развитие касается и сотрудничества в довольно узкой, но важной с учетом региональных особенностей темы тепличного хозяйства. В Hokkaido Corporation ТАСС рассказали о планах расширения тепличного проекта в Якутске, а JGC Corporation реализует похожий проект в Хабаровске.
Одним из самых заметных перспективных проектов сотрудничества может стать совместный инвестиционный фонд Российского фонда прямых инвестиций и Японского банка международного сотрудничества, в который каждая сторона договорилась вложить по $500 млн. Ожидается, что он будет создан осенью, о финансировании проектов по его линии сообщений пока не поступало.
Курилы и ракетный фактор
По-настоящему пристальное внимание приковано к перспективам совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах. О важности начала консультаций по этой теме лидеры двух стран договорились еще в декабре прошлого года. С тех пор прошло два раунда межмидовских консультаций, в ходе которых прорывных решений, судя по всему, достичь не удалось.
И Москва, и Токио заявляют, что вести подобную деятельность нужно так, чтобы это было приемлемо для обеих сторон, однако взгляды на такую форму работы явно отличаются. РФ заявляет о необходимости ведения СХД на основе российского законодательства, Япония же настаивает на некой "специальной системе", которая не служила бы поводом для признания российского суверенитета над островами.
Но даже в таких условиях, полагают эксперты, точки соприкосновения найти можно. Японские СМИ неоднократно сообщали со ссылками на источники о том, что начать реализацию СХД планируется с проектов, связанных с работой на море. К примеру, с организации туристических круизов в районе Южных Курил без высадки на землю и с разведения морского ежа и гребешка.
Как отметил в беседе с корреспондентом ТАСС эксперт Японского института международных проблем Хиронори Фусита, необходимость определения специальной юридической основы для совместных проектов связана с неопределенностью в отношении урегулирования споров или несчастных случаев во время работы над проектами, а также с вопросами налогообложения и таможенными процедурами.
С учетом этих вопросов, полагает он, наиболее реалистичным кажется реализация в ближайшем будущем проектов, связанных с разведение морепродуктов, например, морского ежа или гребешка, а также организация туристических круизов вблизи островов без высадки на сушу.
Повестку встреч на высшем уровне во Владивостоке задает и резко обострившаяся обстановка на Корейском полуострове. Японский премьер уже заявил, что собирается поднять эту тему. На этот раз северокорейская проблема может стать одной из главных на их переговорах.
Кирилл Агафонов