29 СЕН, 10:00 Обновлено 2 ОКТ, 12:52

Что необходимо знать о референдуме в Каталонии

Каталонцы проголосовали за создание независимого государства, однако отделение от Испании породит массу проблем для региона — как политических, так и экономических

В воскресенье, 1 октября 2017 года, краевые власти автономного сообщества Каталония провели референдум об отделении от Испании. За это проголосовали 90% каталонцев, но центральные власти в Мадриде плебисцит не признали. ТАСС объясняет, почему Каталония хочет отделиться, как проводилась подготовка к референдуму и каковы будут его последствия.

Каталония — один из самых благополучных районов Испании

ВВП у этой испанской автономной области больше, чем у всей Португалии. Каталония обладает развитой экономикой и отличается одним из самых высоких индексов социально-экономического развития в Испании. Сторонники отделения традиционно считают, что Каталония "кормит Испанию", в частности, ее наиболее отсталые регионы — Андалусию, Валенсию, Мурсию.

Испанский финансово-экономический кризис 2007–2015 годов обострил отношения между Каталонией и центральным правительством в Мадриде. Работники барселонского Департамента экономики подсчитали, что Каталония как субъект королевства подвергается бюджетной дискриминации: в 2010 году каталонцы внесли в бюджет Испании налогов на суммы в размере 118,5% к общенациональному уровню, но при этом получили субсидий на сумму, которая составляла 98,9% от среднего по стране уровня.

После этого разоблачения число сторонников отделения Каталонии от Испании впервые за всю историю автономии превысило планку в 50% от всего электората. Согласно сентябрьскому опросу общественного мнения, проведенному социологической службой SocioMétrica для интернет-издания El Español, за независимость выступало 50,1% каталонцев, против — 45,7%.

Каталонская проблема имеет глубокие исторические корни

Историческая Каталония (современные автономная область в Испании и департамент Восточные Пиренеи во Франции) до 987 года находилась под властью французских королей, в Средние века входила в состав Арагонского королевства. С 1359 года она имела свой парламент и органы управления, однако постепенно утратила эти привилегии. В 1700 году Каталония потеряла северные земли (они отошли Франции), а в 1714 году, по завершении войны за испанское наследство, на правах провинции вошла в состав Испании.

В этом конфликте Каталония поддерживала кандидатуру Карла Австрийского, но к власти пришел его конкурент — король Филипп V из династии Бурбонов. Он отменил старые законы Каталонии, запретил использование каталанского языка в администрации, университетах, и церкви, а в качестве администраторов поставил кастильцев. Годовщина падения Барселоны в той войне, 11 сентября 1714 года, до сих пор отмечается как Национальный день Каталонии.

В 1871 году каталонцы предприняли попытку отделиться от королевства, но после переговоров остались в его составе. В XIX и ХХ веках Каталония пережила гонения на каталанский язык, культуру и политические институты (особенно во время диктатур Примо де Риверы и Франко). Последний человек, провозгласивший независимое каталонское государство (Каталонское государство в рамках Испанской республики) 6 октября 1934 года, — президент Луис Компанис — был расстрелян франкистами.

Однако борьба за независимость продолжалась. В 1979 году каталонцы добились автономии и официального статуса каталанского языка, что было закреплено в Уставе Каталонии. В 2006 году парламент региона принял новый Устав, расширявший права каталонцев и признававший их отдельной нацией. Документ был одобрен каталонским и испанским парламентами, а затем референдумом в Каталонии. Однако действие Устава было заморожено в связи с иском в Конституционный суд (КС), который подала Народная партия Каталонии (PPC, филиал правящей партии Испании Partido Popular). В 2010 году суд постановил, что единственной государствообразующей нацией, признаваемой конституцией, является испанская.

Предыдущие попытки провести референдум заканчивались ничем

В 2009–2010 годах в области была проведена серия неофициальных консультативных референдумов, в ходе которых 90% участников высказались за независимость. 23 января 2013 года парламент Каталонии принял декларацию, в которой область провозглашалась "суверенным политическим и правовым субъектом Испании", и объявил о проведении референдума по его будущему статусу.

Однако в марте 2014 года КС признал решение каталонского парламента противоречащим конституции. Согласно решению суда, "автономная область не имеет права в одностороннем порядке созывать референдум, позволяющий решать вопрос о принадлежности к Испании". Единственной возможностью достижения суверенитета является внесение в конституцию изменений, которые должны получить одобрение большинства граждан Испании.

27 сентября 2015 года в Каталонии прошли парламентские выборы, победу на которых одержала коалиция "Вместе "за" (JxSí), выступающая за отделение. 27 октября 2015 года эта коалиция и партия "Кандидаты за народное единство" (CUP), имеющие в парламенте большинство, согласовали проект резолюции, объявляющий "начало процесса создания независимого государства Каталония в виде республики". 6 октября 2016 года парламент Каталонии сумел одобрить резолюцию о проведении до сентября текущего года референдума о выходе из состава Испании.

Правительство Испании сразу же обратилось в КС, который впоследствии аннулировал действие документа. Несмотря на это, каталонские власти продолжили настаивать на своем и утверждать, что решение КС не помешает провести плебисцит.

Нынешний референдум незаконен с точки зрения Мадрида

Испания — унитарное государство, чья конституция не предполагает самоопределения регионов. Аргумент сторонников независимости заключается в том, что международное право (в частности, право наций на самоопределение) имеет примат над национальным, согласно нормам, которые принимает и сама Испания. Один из аргументов Мадрида отсылает к закону, в котором говорится, что носителем суверенитета является испанский народ. Иными словами, одна часть населения королевства, то есть каталонцы, не могут решать судьбу всей страны.

В распоряжении Мадрида имеется целый ряд законных инструментов, чтобы не признавать плебисцит. В частности, в конституции Испании существует 155-я статья, в которой говорится о том, что, "если автономное сообщество не выполняет обязательства, которые налагает конституция и другие законы, или его действия представляют серьезную угрозу общим интересам Испании", то правительство, получив одобрение абсолютного большинства в Сенате, "может принять необходимые меры, чтобы заставить" данный регион выполнить свои обязательства. Проще говоря, 155-я статья приостанавливает действие автономии и переводит все органы региональной администрации в центральное подчинение. За 39 лет испанской конституции эта мера не была применена ни разу.

Не побоявшись действий Мадрида, 6 сентября каталонский парламент одобрил "Закон о референдуме о самоопределении Каталонии": 72 парламентария проголосовали за, 60 — против, трое воздержались. В тот же день его подписал председатель Женералитета (правительства) Каталонии Карлес Пучдемон. Документ был фактически навязан сторонниками независимости из JxSí и их союзниками из CUP — благодаря им в регламент работы парламента внесли поправки, позволяющие принять закон в одном чтении без дебатов, в обход прежней процедуры. Эта поправка в регламент уже приостановлена КС.

Председатель правительства Испании Мариано Рахой раскритиковал действия сепаратистов и заявил, что референдума о независимости Каталонии не будет. "Это акт бесчестного неповиновения нашим демократическим институтам, которые правительство должно защищать, — отметил премьер. — Мы все обязаны соблюдать решения Конституционного суда".

Премьера поддержал король Филипп VI, который в середине сентября впервые высказался на тему каталонского кризиса. "Конституция восторжествует над теми, кто пытается нарушить мирное сосуществование граждан", — заявил монарх.

Процедура подготовки к референдуму не была прозрачной

Неизвестно, как были составлены избирательные списки, — они находятся в ведении Мадрида, у властей Каталонии к ним доступа нет. Сторонники независимости объявили о завершении регистрации для голосования 30 марта, однако оставили в секрете, каким образом они получили списки избирателей. Это может быть расценено как нарушение закона.

Остается тайной, за чей счет финансируется референдум. Для голосования власти Каталонии закупили более 6 тыс. урн, но умолчали, на какие средства и кем была осуществлена закупка. Чтобы ни один евро не пошел на нелегальное финансирование референдума, испанское правительство взяло на себя основные выплаты, которые ранее находились в руках каталонского правительства, — речь идет о здравоохранении, образовании, социальных услугах и так далее. Мадрид также грозит перекрыть доступ Каталонии к Фонду ликвидности автономных сообществ (ФЛА), оставив краевые власти без денег на выплаты бюджетникам.

Из-за того что Мадрид объявил референдум вне закона, подготовка к нему превратилась для каталонских властей в игру "кошки-мышки" с испанскими правоохранителями. Согласно инструкциям Генеральной прокуратуры Испании, полицейские должны были конфисковать урны для голосования, избирательные бюллетени, агитационные материалы и инструкции для членов избирательных участков. Поэтому все это производилось и хранилось в секрете от правоохранителей, а те регулярно прочесывали типографии и предприятия, подозреваемые в сотрудничестве с сепаратистами. 20 сентября гражданская гвардия изъяла в ходе обысков 45 тыс. именных уведомлений, которые предназначались для отправки членам местных избиркомов в муниципалитеты Каталонии. В тот же день было арестовано 10 млн бюллетеней для референдума. 

К властям Каталонии также предъявляют ряд претензий, связанных непосредственно с процедурой проведения референдума:

• Согласно Венецианской комиссии (европейскому консультативному органу по конституционному праву), организацией плебисцита должен заниматься независимый и беспристрастный орган. Между тем избирком Каталонии включает в себя пять человек, каждый из которых напрямую связан со сторонниками отделения.

• Из 948 муниципалитетов Каталонии 700 согласились провести голосование, остальные — ответили отказом. Сепаратисты не располагают полной поддержкой муниципальных властей трех из четырех столиц провинций Каталонии: Барселоны, Лейды и Таррагоны (две последних полностью отказались предоставлять помещения для голосования). Там голосование прошло в помещениях, принадлежащих краевым властям, а не муниципалитетам.

• Закон о проведении плебисцита подразумевает присутствие международных наблюдателей. Но имена многих скрывали от публики.

Последствия референдума будут непредсказуемыми

Еще до референдума Мадрид начал "закручивать гайки". 20 сентября МВД Испании перевело на особый режим дежурства каталонских полицейских, а гражданская гвардия Испании после обысков в офисах нескольких департаментов правительства региона задержала 12 человек, среди которых — главы экономического и налогового ведомств Каталонии и сотрудники министерства телекоммуникаций, а также труда и социальных вопросов. В ответ в автономии и по всей стране прошла волна митингов в поддержку независимости.

В день референдума правоохранители свернули работу порядка 300 участков, при том что власти Каталонии обещали обеспечить функционирование около 2,3 тыс. участков в день референдума. Во многих местах появление полицейских и гвардейцев привело к стычкам с голосующими. В ряде случаев правоохранители для усмирения толпы были вынуждены прибегнуть к резиновым пулям и слезоточивому газу.

В результате этих инцидентов, по данным каталонских властей, разного рода повреждения получили 844 человека. В свою очередь, МВД Испании сообщило о ранении 13 сотрудников полиции и гражданской гвардии в ходе этих столкновений.

Каталонию теперь ожидают серьезные политические и экономические испытания. По оценке мадридского издания ABC, государственный долг региона может вырасти до €265 млрд — это 124% от ВВП (при этом заметная часть долга будет находиться в руках Испании). Отделение от Испании будет означать для Каталонии и выход из Евросоюза, а соответственно — из зоны евро. С другой стороны, будет нанесен удар по бюджету испанского государства, которому, вероятно, потребуется поддержка Евросоюза.

Не существует гарантий, что Каталония впоследствии станет членом ЕС. Согласно законодательству Евросоюза, вступление в сообщество должно быть одобрено единогласно всеми членами. Испания уже заявляла, что наложит вето. Другие государства могут поступить таким же образом, поскольку у них самих есть территориальные единицы с сепаратистскими притязаниями. Еще один фактор — получение признания иностранных государств и международных организаций, как ООН. Этого Каталония добиться не сможет.

В народе популярен еще один аргумент против отделения — ФК "Барселона" перестанет играть в испанской футбольной лиге. Это подтвердил президент лиги Хавьер Тебас: "Будущее "Барселоны" в том случае, если Каталония отделится, вызывает у меня обеспокоенность. Был удивлен высказываниями, согласно которым "Барселоне" разрешат выбирать, в какой лиге играть. Следует четко сказать, что дело обстоит иначе". По его словам, "в спорте нет варианта а-ля карт" — в случае отделения каталонские клубы не смогут играть в испанской лиге.

Артур Громов

Читать на tass.ru
Теги