ЭЛЬ-КУВЕЙТ, 7 ноября. /Корр. ТАСС Павел Прокофьев/. Масштабная антикоррупционная кампания в Саудовской Аравии поможет наследному принцу Мухаммеду бен Сальману бен Абдель Азизу Аль Сауду централизовать власть и ускорить реализацию намеченных реформ.
Такое мнение в беседе с корреспондентом ТАСС по телефону выразила ведущий эксперт базирующегося в Вашингтоне центра Gulf State Analytics Чинция Бьянко.
По мнению аналитика, задержания ряда ключевых фигур королевства, в том числе из королевской семьи, "с одной стороны направлены на искоренение коррупции в руководстве", с другой - на "укрепление позиции кронпринца и консолидации власти под его началом".
Ночь "чистки"
В ночь на 5 ноября Высший комитет по борьбе с коррупцией под руководством кронпринца Мухаммеда санкционировал задержание 11 принцев и около 30 бывших и действующих министров и предпринимателей по обвинению в коррупции. Новый орган был сформирован по указу саудовского монарха Сальмана бен Абдель Азиза Аль Сауда, объявившего о масштабной антикоррупционной кампании.
В списке задержанных миллиардер, медиамагнат и племянник короля принц Аль-Валид бен Таляль бен Абдель Азиз Аль Сауд; отправленный в отставку министр экономики и планирования Адель Факих; экс-министр финансов и один из влиятельных членов руководства крупнейшей в мире нефтяной компании Saudi Aramco Ибрагим Абдель Азиз аль-Ассаф; владелец медиахолдинга MBC Аль-Валид аль-Ибрагим. По обвинению в злоупотреблении властью проходят также экс-министр национальной гвардии, принц Митаб бен Абдалла бен Абдель Азиз Аль Сауд.
Как заявили в прокуратуре королевства, обвиняемые допрошены. По некоторым данным, их банковские активы на время расследования заморожены.
Позиция силы
По мнению аналитика, произошедшее стоит рассматривать не только с точки зрения борьбы с коррупцией, но и как "демонстрацию сильной позиции Мухаммеда бен Сальмана" и как попытку "исключить возможный раскол в королевской семье" на фоне запланированных социальных и экономических реформ.
По ее словам, речь идет о "централизации власти в руках наследного принца". Однако, считает аналитик, "пока рано говорить, что все ветви власти перешли под его контроль". "Это долгий процесс, который сейчас находится в активной стадии", - сказала она, указав, что традиционно в Саудовской Аравии существовало "несколько центров власти", но "в настоящий момент нет сильной оппозиции [курсу кронпринца]", в том числе среди религиозных лидеров и старейшин племен, "обладающих некоторым влиянием".
По мнению эксперта, отстранение главы Национальной гвардии принца Митаба и его задержание привело к тому, что все без исключения силовые структуры перешли под контроль наследного принца, руководящего Министерством обороны. "Национальная гвардия была единственной структурой сил безопасности королевства, неподконтрольной Мухаммеду бен Сальману", - сказала она. Бьянко напомнила, что принц Митаб был союзником бывшего наследного принца и главы МВД Мухаммеда бен Наифа, отправленного в отставку, а также сам мог претендовать на престол.
"Задержание принца Митаба исключает угрозу, даже гипотетическую, со стороны Национальной гвардии", - сказала она.
Контроль над СМИ
Задержания глав крупных медиакорпораций таких, как MBC, собеседник агентства связывает с необходимостью властей установить контроль над СМИ для продвижения новых идей в консервативном саудовском обществе. "Наследный принц широко использовал СМИ как стратегический инструмент для успешного воплощения в жизнь своих планов, особенно "Видение-2030", - сказала она. - Мы говорим об уходе от существовавшей десятилетиями системы политической экономии, основанной на социальных гарантиях. Саудовцы понимают, что для введения налогов, привлечения рассчитывающих на работу в госсекторе подданных в частный сектор крайне важен тотальный контроль над медиа, чтобы изменить ментальность жителей [королевства]".
Послание инвесторам
Как отметила Бьянко, антикоррупционная кампания несет в себе своего рода послание международным инвесторам, что Эр-Рияд намерен привлекать инвестиции, но в основном в проекты, курируемые государством. Речь идет о постепенном переходе к "государственному капитализму", уверен эксперт.
Впредь при ведении бизнеса в Саудовской Аравии "политические соображения будут превалировать над экономическими". Такой подход может не устроить западных финансистов, "привыкших сотрудничать с разными партнерами", что аналитик считает "большим просчетом" саудовского руководства, так как опасность выбрать не того партнера порождает непредсказуемость и дополнительные риски.