Россия в СБ ООН заблокировала несогласованную резолюцию США по Сирии
Москва уже в 10-й раз применила вето при рассмотрении документов, касающихся сирийского конфликта. На этом заострили внимание представители США и их сторонники
ООН, 17 ноября. /ТАСС/. В Совете Безопасности ООН в четверг состоялся новый раунд дипломатического противостояния по Сирии между Россией и западными странами, добивающимися привлечения Дамаска к ответственности за якобы совершенные правительственными войсками химические атаки. РФ во второй раз на последний месяц заблокировала предложенный США проект резолюции. Это уже 10-й случай применения вето Москвой при рассмотрении документов, касающихся конфликта в Сирии, на чем ожидаемо заострили внимание американцы и их сторонники.
При этом альтернативный документ, подготовленный Россией совместно с Китаем, не набрал необходимые для принятия девять голосов. В поддержку этого текста, помимо РФ, высказались Боливия, Казахстан и Китай, в то время как семь делегаций, в том числе США, Великобритании и Франции, выступили против. Еще четыре члена СБ - Египет, Сенегал, Эфиопия и Япония при голосовании воздержались.
По завершении трехчасовой сессии все члены Совбеза остались при своих мнениях, а в роли проигравшего оказался Совместный механизм ООН и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) по расследованию химических атак в Сирии (СМР), срок полномочий которого истекает 17 ноября.
Первая попытка продлить работу следственной комиссии, которая за два года деятельности обвинила Дамаск в четырех случаях применения отравляющих веществ, была предпринята США 24 октября - за два дня до того, как она представила свой седьмой по счету доклад. В нем следователи возложили ответственность за нападение с применением зарина в городе Хан-Шейхун 4 апреля 2017 года на сирийские власти, а за атаку с использованием сернистого иприта в населенном пункте Марат-Умм-Хош 16 сентября 2016 года - на боевиков террористической группировки "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ). Американский проект резолюции был заблокирован Россией, которая через несколько дней обнародовала результаты оценки подготовленного следователями отчета, заявив, что он "носит любительский характер", а содержащиеся в нем выводы основаны на "дилетантской методологии".
Взаимоисключающие проекты
2 ноября Россия и США внесли в СБ ООН новые проекты резолюции о продлении срока полномочий СМР. Документы предусматривали продление мандата следственной комиссии на разные сроки: российский - до 16 мая 2018 года, а американский - на 24 месяца с момента принятия резолюции. В то время как Москва предлагала усовершенствовать механизм и исправить допущенные им ошибки, США настаивали на том, чтобы оставить его работу без изменений, что категорически не устраивало Россию. При этом в американском тексте содержится угроза принятия мер по главе VII Устава ООН, которая допускает введение санкций и применение военной силы.
Позднее Соединенные Штаты переработали свой текст, включив в него некоторые российские положения, и в таком виде вынесли его на голосование в четверг, несмотря на предупреждения Москвы, назвавшей документ неприемлемым. Как заявил в четверг постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя, "ничего сбалансированного в американском проекте не было". "Главные акценты американского текста не менялись на всем протяжении экспертных дискуссий. В него вносились лишь косметические изменения, не закрывающие ни одного из слабых мест следственных органов по химическому досье Сирии", - констатировал он.
Неизбежное вето
Заседание Совбеза началось с выяснения того, чей проект резолюции будет рассмотрен первым. Небензя требовал сначала вынести на голосование американский текст, в то время как постпред США Никки Хейли настаивала на обратном порядке.
В итоге было решено провести процедурное голосование, по итогам которого было решено первым рассматривать проект РФ. Сразу после этого Небензя объявил об отзыве российского проекта резолюции, и дальше заседание развивалось по плану Москвы. Позднее он объяснил журналистам, почему добивался именно такого порядка рассмотрения документов.
"Наша резолюция не прошла бы - это очевидно, наши партнеры не были готовы ее принять", - сказал дипломат, добавив, что Россия понимала, что ее текст не наберет нужное число голосов. "Следующая резолюция - американская - непременно была бы заветирована нами <...>, и по этому поводу началась бы беспощадная пропагандистская кампания. Впрочем, пропагандистская кампания уже наверняка идет", - отметил Небензя, призвав следить за пресс-релизами американского постпредства и заявлениями других западных стран.
Он обратил внимание, что на заседании Совбеза те не давали "оценки роли СМР". "Мы слышали о роли России во всем этом процессе. Звучало только одно слово: "Россия", "Россия", "Россия", - поделился наблюдениями постпред РФ.
Нечистоплотная история
Незадолго до этого, выступая на заседании Совбеза, Небензя выразил уверенность в том, что реальной целью США и их союзников при вынесении текста на голосование было поставить под сомнение роль России в сирийском урегулировании. Он подчеркнул, что именно такая точка зрения прозвучала в выступлении британского постпреда Мэттью Райкрофта. По словам российского дипломата, тот "проговорился и выдал <...> главную вещь, вокруг которой был задуман и состоялся этот спектакль".
"Британский постпред сказал, что России нет места в политическом процессе в Сирии. Вот ради чего затевалась вся эта нечистоплотная история: поставить под сомнение роль России в политическом процессе сирийского урегулирования", - отметил Небензя.
В своей речи постпред Великобритании не только поставил под сомнение усилия РФ по урегулированию конфликта, но также попытался обвинить Москву в пособничестве ИГ. "Благодаря российскому вето боевики ДАИШ (арабское название ИГ - прим. ТАСС) будут торжествовать вместе с [президентом Сирии Башаром] Асадом", - сказал Райкрофт, назвавший Россию "стороной конфликта" в арабской республике.
Не менее резко высказалась и Хейли, которая утверждала, что "Россия убила Совместный механизм по расследованию" химических атак. "Лишив нас возможности установить личность тех, кто стоит за нападениями, Россия подорвала нашу способность предотвратить будущие атаки", - заявила она. По словам дипломата, Россия своими действиями продемонстрировала, что "принимает использование химического оружия в Сирии".
Антироссийские инсинуации она продолжила призывом не доверять Москве в качестве партнера по урегулированию конфликта в Сирии. "Применив [право] вето для того, чтобы убить механизм по [расследованию химических атак в] Сирии, который привлекает использовавших химическое оружие к ответственности, Россия доказала, что им нельзя доверять в работе по политическому урегулированию в Сирии", - написала Хейли на своей странице в Twitter.
Незадолго до начала заседания постпред США также обвинила Россию в том, что та избегала контактов с американской стороной, и в течение недели в постпредстве РФ якобы не отвечали на звонки. "А когда я попыталась позвонить Василию [Небензе], по какой-то причине он оказался недоступен", - сказала дипломат. В своем выступлении в Совбезе постпред РФ опроверг утверждения коллеги, отметив, что они не соответствуют действительности. "Наши эксперты выходили на связь столько раз, сколько выходили на них", - сообщил он.
Множество разногласий
Показательным моментом стало то, что члены Совета Безопасности оказались разделены даже в вопросе о том, когда именно истекает срок полномочий СМР. Как сообщил после заседания журналистам постпред Франции при ООН Франсуа Делаттр, некоторые делегации полагали, что СМР прекратит существование в полночь пятницы по нью-йоркскому времени (08:00 мск), в то время как другие настаивали, что комиссия может продолжать работу еще в течение суток.
По словам Делаттра, дипломаты обратились за советом к юристам, и те пришли к заключению, что у Совбеза есть еще сутки на то, чтобы договориться. Председательствующий в СБ в ноябре итальянский дипломат Себастьяно Карди заверил, что в оставшееся время предпримет все возможные усилия для того, чтобы члены Совета преодолели разногласия и достигли консенсуса. Он также указал, что Совбез может продолжать переговоры "и после формального истечения срока" полномочий СМР.
Продолжение расследования
После заседания постпред РФ предположил, что Совет Безопасности может принять решение о техническом продлении мандата механизма на кратковременный период, чтобы дать больше времени на согласование параметров его работы на ближайшие месяцы. Небензя подчеркнул, что Россия "всегда стремится к компромиссу", однако предупредил, что если на рассмотрение Совбеза будет внесен еще один вариант резолюции, "похожий на тот, который предложили американцы, у него тоже нет никаких шансов на принятие".
"Мы говорили и сейчас говорим, что если СМР и суждено остаться в живых, то это должен быть механизм, который будет подлинно независимым, а не будет инструментом манипуляции теми, кто на самом деле является его истинными хозяевами", - отметил дипломат.
Вскоре после этого Япония внесла в СБ ООН еще один проект резолюции, который предусматривает продление мандата СМР на 30 дней. Совбез уже назначил закрытую встречу на 19:00 мск, в ходе которой будет обсуждаться предложение Токио. Документ, с копией которого удалось ознакомиться ТАСС, состоит из четырех предложений. В случае его принятия генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу и гендиректору ОЗХО Ахмету Узюмджю будет поручено в течение 20 дней подготовить "предложения относительно структуры и методики Совместного механизма по расследованию, которые будут отражать взгляды членов Совета Безопасности".
Многие временные члены Совбеза на заседании предпочли держаться в стороне от перепалок между Россией и Западом, призывая коллег найти точки соприкосновения и не ставить крест на деятельности СМР. Постпред Боливии Сача Льоренти назвал неспособность СБ ООН принять резолюцию "коллективным провалом" и призвал не искать виновных. По его словам, итоги дискуссии "были предсказуемы", так как делегации пришли на заседание "с заранее написанными текстами", и в результате Совет Безопасности "вновь продемонстрировал миру отсутствие единства по такому важному вопросу".
Дипломат предложил коллегам "отложить в сторону разногласия" и найти взаимоприемлемый выход из создавшейся ситуации. Удастся ли членам СБ достичь консенсуса по этому вопросу, станет понятно в течение суток.