6 декабря 2017, 21:16,
обновлено 7 декабря 2017, 03:22
Приговор Ратко Младичу

Председатель МТБЮ объявил о закрытии трибунала после вердиктов по делам Младича и Прлича

Председатель МТБЮ Кармел Агиус. Kemal Zorlak/ Anadolu Agency/ Getty Images
Председатель МТБЮ Кармел Агиус
По словам Кармела Агиуса, с вынесением вердиктов "основная работа трибунала теперь завершилась в соответствии с обещаниями, данными ранее Совету"

ООН, 6 декабря. /ТАСС/. Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) после вынесения последних вердиктов по делам Ратко Младича и Ядранко Прлича завершил основную часть своей работы и прекратит свое существование к концу месяца. Об этом объявил в среду председатель МТБЮ Кармел Агиус на заседании Совета Безопасности ООН.

По его словам, с вынесением вердиктов "основная работа трибунала теперь завершилась в соответствии с обещаниями, данными ранее Совету". "К концу месяца в МТБЮ не останется ни одного сотрудника. Вместе с судьями они помогали трибуналу укрепить международное гуманитарное право и служить маяком надежды в борьбе с безнаказанностью", - заявил Агиус.

Он назвал "очень уместным" то, что на заседании Совбеза присутствуют судьи, председательствовавшие на последних двух процессах: Альфонс Ори, который вел дело Младича, и сам Агиус, отвечавший за процесс над Прличем и еще пятерыми боснийскими хорватами, в том числе Слободаном Праляком, принявшим яд сразу после оглашения приговора.

Как заявил председатель МТБЮ, "оба вердикта были знаменательными и за ними внимательно следили по всему миру". Касаясь самоубийства Праляка, он назвал произошедшее "большим несчастьем", а также заверил, что трибунал проводит "тщательное расследование" инцидента. При этом он подчеркнул, что случившееся "не должно бросать тень на последние недели работы МТБЮ или каким-то образом подвергать сомнению наследие трибунала и его решения". Агиус, проведший в должности судьи МТБЮ 16 лет, призвал не оставлять без ответа то, что "некоторые, похоже, используют эту ситуацию" в своих интересах.

Оценки судей

Судьи МТБЮ Теодор Мерон и Серж Брамерц на заседании также крайне положительно оценили 24-летнюю деятельность трибунала. Первый заявил, что итоги его работы "превзошли самые оптимистичные ожидания его сторонников" и не подтвердили сомнения скептиков. По его словам, трибунал "прояснил и укрепил фундаментальные принципы международного гуманитарного права". "При рассмотрении каждого дела МТБЮ подтверждал, что даже самые трудные процессы могут и должны проводиться в полном соответствии с надлежащими процедурными гарантиями", - сказал Мерон.

В свою очередь Серж Брамерц утверждал, что трибунал привлек к правосудию самых злостных преступников югославских войн, в то время как остальных, по его мнению, должны судить сами страны в соответствии со своим законодательством.

Отвечая критикам МТБЮ, которые считают, что его деятельность не привела к примирению на Балканах, он заявил, что дело не в вердиктах трибунала, а в том, что в самом регионе не "признают громадных злодеяний прошлого". "Слишком многие слушают военных преступников, которые прячутся за утверждениями об общей ответственности. Они настаивают, что судят не их, а их народы", - заявил Брамерц, подчеркнув "индивидуальную ответственность" каждого из осужденных за совершенные злодеяния.

Последние приговоры трибунала

29 ноября в МТБЮ проходили слушания, на которых оглашалось решение апелляционной палаты по делу бывшего главы правительства хорватского государственного образования Герцег-Босна (прекратившего свое существование с окончанием боснийской войны после заключения Дейтонского мирного договора в 1995 году) Ядранко Прлича и еще пятерых боснийских хорватов, в том числе Праляка. Услышав, что его приговор, предусматривающий 20 лет тюремного заключения, остается в силе, бывший генерал встал со своего места и заявил, что не является преступником и "с презрением отвергает" приговор судей. После этого он достал небольшую склянку и выпил ее содержимое, а представитель защиты заявила, что бывший генерал принял яд.

За шесть дней до этого МТБЮ приговорил к пожизненному заключению бывшего командующего армией боснийских сербов Ратко Младича, признав его виновным в 10 из 11 пунктов обвинения. Трибунал отказался перенести или сократить процедуру вынесения приговора Младичу, несмотря на гипертонический криз у подсудимого во время заседания. Комментируя вердикт по делу Младича, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что он "является продолжением политизированной и предвзятой линии, которая изначально доминировала в работе МТБЮ".

Трибунал должен завершить свою работу до конца года в соответствии с решением Совета Безопасности ООН. Оставшимися делами, в частности апелляциями по делам лидера Сербской радикальной партии Воислава Шешеля (оправдан) и бывшего лидера боснийских сербов Радована Караджича (приговорен к 40 годам тюремного заключения), будет заниматься Международный остаточный механизм для уголовных трибуналов. Эта структура была создана СБ ООН специально для завершения работы, начатой МТБЮ и Международным уголовным трибуналом по Руанде.

1000 лет тюремного заключения сербам

Выступая на заседании Совбеза, первый заместитель постоянного представителя РФ при ООН Петр Ильичев заявил, что учреждение МТБЮ в 1993 году "было весьма смелым шагом". "Все мы полагали тогда, что созданный под эгидой Совета орган выступит в роли беспристрастного инструмента правосудия и внесет свой вклад как в процессы примирения в регионе, так и в развитие международного уголовного правосудия в целом. Сейчас, через 24 года, мы вынуждены со всей определенностью констатировать, что с этими задачами трибунал, к сожалению, не справился. МТБЮ оказался наглядным образцом того, что именуется двойными стандартами", - констатировал дипломат.

Он назвал показательным то, что за время существования МТБЮ "абсолютное большинство тех, кому вынесены приговоры, составили сербы". "Их более 60%. В совокупности они получили более одной тысячи лет заключения", - отметил Ильичев. По его словам, "однобокая антисербская трактовка" событий в бывшей Югославии "не только не поспособствовала осуществлению базового принципа неотвратимости наказания за военные преступления, но и подорвала процесс восстановления взаимного доверия на Балканах", а приговор Младичу "стал продолжением этой политизированной и предвзятой линии".

При этом зампостпреда РФ обратил внимание, что не понесли наказания представители других сторон конфликта, в том числе бывшие командиры "Освободительной армии Косово". Кроме того, МТБЮ "последовательно закрывал глаза на противоправный характер силовой операции НАТО на Балканах, подчеркнул Ильичев. "За это варварство никто так и не ответил", - заявил он.

Трибунал, дискредитировавший международное правосудие

Подводя итоги работы трибунала по бывшей Югославии, зампостпреда РФ указал, что "целый ряд его решений дискредитировали саму идею международного правосудия". "Многие действия МТБЮ подстегнули взаимное недоверие народов на пространстве бывшей Югославии. В результате надежды на восстановление мира посредством осуществления правосудия существенно подорваны. Сомневаемся, что Совету Безопасности стоит повторять эксперименты по созданию такого рода трибуналов в будущем", - сказал Ильичев.

Как сообщил дипломат, в Москве будут внимательно следить за работой остаточного механизма для уголовных трибуналов. Он напомнил, что это "временная структура со строго ограниченным мандатом, а не новый международный трибунал", и призвал судей механизма как можно скорее завершить переданные им МТБЮ дела.