Поговорят ли США и КНДР "о погоде"
Госсекретарь США заявил о готовности к диалогу с КНДР через две недели после того, как Пхеньян провел запуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) "Хвасон-15"
"Давайте просто встретимся — можем просто поговорить о погоде, если захотите", — заявил глава американского дипведомства Рекс Тиллерсон, обозначив готовность Вашингтона к возобновлению переговоров с КНДР без каких-либо предварительных условий. Белый дом, однако, подход Тиллерсона не разделяет. Но и не подвергает критике.
Неизменная позиция
"Взгляды президента [США Дональда Трампа] по Северной Корее не изменились. Северная Корея действует небезопасно не только по отношению к Японии, Китаю и Южной Корее, но и ко всему миру. Действия Северной Кореи плохи для всех, а особенно для нее самой", — заявила пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс сразу после выступления госсекретаря Тиллерсона в Атлантическом совете в Вашингтоне.
В начале декабря руководитель пресс-службы дипведомства США Хезер Науэрт заявляла, что прямые переговоры между США и КНДР возможны лишь после того, как Пхеньян откажется от разработки ядерного оружия.
Эта позиция Вашингтона при президенте Трампе оставалась неизменной.
Смягчению этого подхода действия руководства КНДР в 2017 году никак не способствовали. По состоянию на 13 декабря Пхеньян осуществил уже 20 запусков баллистических ракет, в том числе МБР "Хвасон-15" с предполагаемой максимальной дальностью в 13 тыс. км. А сентябрьское подземное ядерное испытание на полигоне Пунгери в 190 км от границы с Россией оказалось мощнее всех предыдущих вместе взятых.
Далеко не миролюбивым выглядит обещание лидера КНДР Ким Чен Ына превратить страну в "самую мощную в мире ядерную и военную державу".
Трамп против Тиллерсона
На фоне ракетно-ядерных испытаний и официальной риторики Пхеньяна предложение Тиллерсона выглядит неожиданным и совсем не вписывающимся во внешнеполитическую линию США. Именно поэтому администрация Белого дома в тот же день заявила о неизменности своей позиции.
И это далеко не первый случай, когда глава Госдепартамента выражает мнение, идущее вразрез с видением президента Трампа.
"Я сказал Рексу Тиллерсону, нашему замечательному госсекретарю, что он (зря) тратит время на то, чтобы договориться с "Маленьким Человеком-Ракетой", — написал американский президент в октябре, имея в виду Ким Чен Ына.
Трамп также заявлял о том, что политика задабривания Пхеньяна не работает "уже 25 лет", и администрации Билла Клинтона, Джорджа Буша-младшего и Барака Обамы в отношении КНДР "провалились".
Единственное, в чем полностью сходятся взгляды президента и госсекретаря по КНДР, — санкционная политика. Как заявил госсекретарь США в ходе своего выступления в Атлантическом совете, санкции, предусмотренные резолюциями Совета Безопасности ООН, оказались весьма эффективными.
"Наш подход, как вы уже заметили, заключается во введении еще большего количества санкций и оказания еще большего давления на северокорейский режим с тем, чтобы он прекратил разработку ядерного оружия и систем, которые могут осуществлять доставку этих вооружений. Мы хотим, чтобы они изменили этот курс, избрали другой путь", — сказал Тиллерсон.
Как считает руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов, заявление Тиллерсона — "знаменательный сдвиг в американской политике".
"Государственный секретарь — серьезная фигура... Но это не значит, что успех может быть достигнуть [возобновление переговоров с КНДР]. Во-первых, говорят, что Тиллерсона отправят в отставку, во-вторых, на президента (Трампа) могут оказать давление", — сказал Арбатов.
Реакция и ожидания
Заявление Тиллерсона прокомментировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
"Можно констатировать, что подобные конструктивные заявления гораздо больше импонируют, чем такая конфронтационная риторика, которую мы слышали до сих пор. Безусловно, это можно приветствовать, а главное, это идет в русле тех призывов, которые оглашала российская сторона, о чем говорил неоднократно президент Путин: о том, что конфронтационная риторика и любые шаги, которые могут провоцировать дальнейшую напряженность на Корейском полуострове, абсолютно контрпродуктивны", — сказал пресс-секретарь президента.
Слова госсекретаря также были услышаны в Пекине. Официальный представитель МИД КНР Лу Кан выразил надежду на то, что КНДР и США сделают "значительные шаги в направлении диалога и контактов".
Что касается КНДР, то официальных заявлений о готовности идти на контакт с США в Пхеньяне не прозвучало, несмотря на продолжавшиеся более 15 часов переговоры заместителя генерального секретаря ООН по политическим вопросам Джеффри Фелтмана с главой МИД КНДР Ли Ён Хо и его заместителем Пак Мён Гуком.
"Мы подчеркнули официальным лицам КНДР, которые провели с нами много времени, что мы действительно верим, что они должны сигнализировать о своей готовности двигаться в другую сторону, начать какое-то взаимодействие, должны начать говорить о [возможных] переговорах. Я думаю, что они всерьез выслушали наши аргументы, они обсудили их с нами, но на тот момент они не предложили нам никаких обязательств", — заявил Фелтман.
Александр Мосесов