15 декабря 2017, 20:17

Лидеры ЕС достигли соглашения по Brexit и продлили санкции против РФ

Julien Warnand, Pool Photo via AP

Участники саммита в Брюсселе при этом не смогли договориться о реформах миграционной системы сообщества и зоны евро

БРЮССЕЛЬ, 15 декабря. /ТАСС/. Последний в этом году саммит ЕС в Брюсселе закончился в пятницу со смешанными результатами. Призывы главы Европейского совета Дональда Туска перед саммитом к европейскому единству по вопросу миграции, реформам зоны евро и переговорам с Лондоном были услышаны лишь на треть: лидеры Евросоюза достигли соглашения о переходе ко второй фазе переговоров по выходу Великобритании из ЕС (Brexit), однако не смогли договориться о реформах миграционной системы сообщества и зоны евро.

Помимо этого, главы государств заслушали доклад участников Нормандского формата - канцлера ФРГ Ангелы Меркель и президента Франции Эмманюэля Макрона о тяжелой ситуации на Донбассе и в очередной раз без дискуссии согласились на продление на шесть месяцев экономических санкций против России, которое в автоматическом режиме утвердит Совет ЕС на следующей неделе.

Драматический Brexit

Саммит утвердил в пятницу мандат для второй фазы переговоров по Brexit об условиях двухлетнего предстоящего переходного периода и принципах будущих отношений партнерства. Об этом говорится в опубликованном итоговом заявлении саммита. Ранее Туск сообщил, что лидеры ЕС утвердили завершение первой фазы переговоров и переход ко второй.

"Европейский совет (саммит ЕС) подтвердил готовность установить партнерство [с Великобританией] в таких областях, как торговля и экономическое сотрудничество, борьба с терроризмом и международной преступностью, в сфере безопасности, обороны и внешней политики", - говорится в документе. В нем также подчеркивается, что полноценное соглашение о торговле с Великобританией может быть заключено только после того, как эта страна завершит свой выход из сообщества.

"Саммит поручил Еврокомиссии подготовить детальные предложения в соответствии с этими тезисами, а Совету ЕС (на уровне министров) - утвердить их в январе 2018 года", - говорится в документе. На плановом саммите ЕС в марте 2018 года лидеры намерены принять дополнительные инструкции для переговоров на базе эти предложений.

В то же время, Туск признал, что достичь в срок (до момента выхода Великобритании из ЕС 29 марта 2019 года) соглашения по двусторонней торговле - "это реально, но крайне сложно", заявил он в пятницу, отвечая на вопрос о перспективах достижения такого соглашения.

В свою очередь глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер отметил, что "в течение ближайших недель должен быть подготовлен проект соглашения об условиях выхода, положения которого были согласованы на первой фазе переговоров", завершившейся 7 декабря.

Юнкер также добавил, что реальные переговоры о будущих отношениях Лондона и Брюсселя "начнутся только в марте".

Обязанности без прав

"Вторая фаза переговоров будет направлена на согласование условий переходного процесса (после выхода Великобритании из сообщества - прим. ТАСС), а также общего понимания параметров будущих отношений ЕС и Великобритании. Европейский совет принял к сведению предложение Великобритании о переходном периоде сроком около двух лет, в рамках которого эта страна будет в полной мере находиться в сфере европейского законодательства, однако, как третье государство, не будет назначать или избирать своих представителей в институты ЕС и не будет принимать участие в процессе принятия решений в ЕС, его структурах и агентствах", - говорится в документе.

Далее в итоговом заявлении подробно объясняется, что все положения о переходном периоде должны быть четко зафиксированы в юридически обязывающей форме, как и продолжительность этого периода по времени. В нем подчеркивается, что на предложенных ЕС условиях Великобритания сможет остаться членом единого европейского рынка и сохранить неизменным режим торговли со странами ЕС на два года после выхода, что имеет важное значение с точки зрения подготовки бизнеса к пересмотру отношений и перестройки логистических цепочек с обеих сторон.

Великобритания в течение переходного периода должна будет нести все обязанности члена ЕС, включая главную из них - выплату взноса в бюджет ЕС (британский взнос в 2016 году составил порядка €13 млрд - прим. ТАСС), однако не будет иметь никаких прав на участие в управлении сообществом или принятии решений, которым она будет обязана подчиняться.

"Завершение первой фазы переговоров - это относительный успех, поскольку на обсуждение условий переходного периода и наших будущих отношений у нас осталось лишь 10 месяцев (переговоры должны завершиться к концу октября 2018 года, чтобы все страны смогли ратифицировать итоговый документ до выхода Великобритании 29 марта 2019 года - прим. ТАСС). Это будет отчаянная гонка со временем, в которой наше единство станет ключом к успеху", - заявил Туск перед саммитом.

Без компромиссов по квотам

Странам ЕС трудно достигнуть компромисса по системе миграционных квот в сообществе, и они будут пытаться согласовать ее условия на саммите в июне 2018 года. Об этом заявил в пятницу председатель Евросовета на пресс-конференции по итогам саммита.

"Компромисс по системе квот трудно достижим. Теперь мы будем пытаться достичь договоренности на саммите в июне", - сказал Туск, подчеркнув, что "расселение не может быть ответом на миграционный кризис".

Глава Евросовета также отметил, что страны ЕС продолжат обсуждать реформирование Дублинской системы предоставления убежищ. Кроме того, ЕС намерен создать в следующем семилетнем бюджетном периоде (2020-2027 годы) отдельный финансовый механизм для контроля миграции.

"Я могу привести две цифры. Страны ЕС смогли расселить 93% людей, которые удовлетворяют критериям для получения убежища. Даже если бы мы смогли расселить все 100%, это составило бы менее 2% от общего числа беженцев, прибывших в ЕС", - отметил он. Туск также заявил, что острая реакция на его критику системы квот "уже несколько стихла".

Выступая после него, председатель Еврокомиссии также затронул тему миграции. "Я не понимаю, почему столько шума вокруг 35 тыс. мигрантов, которых приняла Европа. Европа достаточно сильна, и она вполне может принять такое количество", - сказал Юнкер.

Дублинская система

Дублинская система в рамках Шенгена предусматривает, что убежище мигрантам обязана предоставлять та страна Евросоюза, в которую они прибыли изначально. Сейчас эта система фактически не работает, поскольку ставит в катастрофически невыгодное положение Грецию и Италию, куда приходят основные миграционные потоки из Африки. Еврокомиссия предлагает разные варианты ее реформирования, однако все они потребуют от государств сообщества добровольно принимать беженцев, приехавших в другие страны ЕС.

В среду Еврокомиссия де-факто констатировала провал системы квотного расселения 160 тыс. человек из Италии и Греции, сообщив, что в 2015-2017 годах удалось распределить между странами ЕС лишь 32 тыс. человек. 7 декабря Еврокомиссия подала в суд на Польшу, Венгрию и Чехию за невыполнение согласованных с Евросоюзом обязательств по национальным квотам на прием мигрантов.

По данным европейского пограничного агентства Frontex, только в 2016 году пограничники стран ЕС зафиксировали 1,8 млн случаев нелегального пересечения внешних границ Евросоюза.

Евроспоры

На рабочем завтраке на саммите Евросоюза лидеры ЕС отвергли идею Еврокомиссии о введении постоянного поста министра финансов зоны евро, сообщил ТАСС в пятницу европейский источник. Рабочий завтрак глав государств и правительств ЕС, с которого начался второй день саммита, был посвящен проблеме консолидации Европейского валютного союза (еврозоны), реформированию ее систем управления, активизации работы по созданию Банковского союза ЕС (который предполагалось сформировать в 2015 году), а также перспективам создания Европейского валютного фонда.

"Идея о введении поста министра финансов зоны евро не получила поддержки", - сказал источник. Дипломат вместе с тем напомнил, что дискуссия за завтраком по экономическим вопросам "носит свободный характер и не направлена на принятие практических решений". "Лидеры поддержали усилия по оформлению Банковского союза ЕС и рассмотрели возможность создания нового инструмента финансовой стабильности на основе Европейского стабилизационного механизма", - отметил собеседник агентства.

В ходе подготовки саммита предполагалось провести отдельную встречу лидеров 19 стран зоны евро для обсуждения плана действий по реформированию валютного союза. Однако в ходе предварительных консультаций стало ясно, что позиции государств севера и юга Европы слишком различаются: север предпочитает принципы строгого контроля бюджетных расходов и недопущения чрезмерно задолженности, тогда как юг выступает за более свободную политику госрасходов, направленную на активное стимулирование экономики, в том числе за счет бюджетного дефицита. С учетом этого председатель Евросовета Дональд Туск решил собрать все страны ЕС без Великобритании, чтобы провести более широкую дискуссию по экономической проблематике без практических решений.

Как отмечают наблюдатели, зона евро сейчас в значительной степени смогла восстановиться после тяжелого кризиса суверенной задолженности, начавшегося в 2010 году, однако ее структура и механизмы работы в значительной степени остаются прежними и осознание этого факта подталкивает европейских лидеров к проведению реформ.