На Мюнхенской конференции по безопасности было больше упреков, но меньше идей
В ходе 54-го форума чаще были слышны заявления о том, что мир движется в неверном направлении, а не о том, как его улучшить
Примерно 500 политиков и экспертов со всего мира съехались в конце минувшей недели в Мюнхен, чтобы обсудить причины и пути преодоления глобальных и региональных кризисов и конфликтов.
В памяти от 54-го по счету форума у многих останется, пожалуй, один эпизод. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху во время своего выступления держит в руках небольшой обломок, который, по его словам, является частью иранского беспилотника, сбитого военными еврейского государства.
"Господин Зариф, - обращается он к главе МИД Ирана Мохаммаду Джаваду Зарифу, - узнаете, что это? Это ваше". Иранского министра, разумеется, в зале нет, позднее он назовет выступление Нетаньяху "шоу".
Данный эпизод отражает степень готовности к диалогу сторон, которые в той или иной мере задействованы в конфликтах или имеют существенные разногласия друг с другом.
Говорить, упрекать, затем уйти из зала и слушать оппонента где-нибудь в кулуарах форума, если вообще слушать, - традиция участников конференции, избегающих контактов со сложными партнерами. При этом тем для переговоров более, чем предостаточно: ситуация на Ближнем Востоке, борьба с терроризмом, массовые миграционные потоки, ядерная угроза.
"Мы должны использовать эти дни, чтобы способствовать установлению мира и безопасности", - такими словами глава форума дипломат Вольфганг Ишингер открыл трехдневное мероприятие, которое проходило под девизом "К краю пропасти и обратно?".
Больше не безопасности, но неопределенности
Однако через 48 часов с начала форума можно было констатировать: стало больше не безопасности, но неопределенности. Глава МИД Германии Зигмар Габриэль высказал мнение, что мир стоит на краю бездны, его российский коллега Сергей Лавров предупредил об опасности нового фашизма в Европе, Ишингер указал на то, что угроза конфронтации между державами высока, как никогда прежде.
Представители стран ЕС в своих выступлениях сетовали на то, что США при президенте Дональде Трампе стали непредсказуемыми. "Мы больше не уверены, что можем узнать нашу Америку", - сказал Габриэль.
Что касается самих США, они в этом году на форуме, по крайней мере на трибуне, были менее представительны, чем в прошлые годы. Трамп не отправил на 54-ю конференцию своего вице-президента Майкла Пенса. Министр обороны США Джеймс Мэттис прибыл лишь с целью провести ряд двусторонних переговоров на полях форума.
С трибуны в Мюнхене выступал помощник президента США по национальной безопасности Герберт Макмастер, который, в отличие от Пенса в прошлом году, использовал свою речь не для убеждения союзников в верности США трансатлантическим отношениям, но для нападок на противников Вашингтона, прежде всего на Иран. Бывший вице-президент США демократ Джозеф Байден во время участия в одной из дискуссий ругал Россию и распространял настроения времен холодной войны. Ни слова о том, что и администрация США несет ответственность за многие актуальные кризисы на планете.
Евросоюз хочет быть самостоятельнее, но как?
Европа намерена стать более независимой от США, хотя и не хочет терять трансатлантические связи - таков был посыл выступлений представителей стран Евросоюза. "Мы хотим поддерживать трансатлантические связи, но при этом оставаться европейцами, - сказала глава Минобороны Германии Урсула фон дер Ляйен. - Мы хотим быть более самостоятельными и иметь собственное значение в рамках НАТО".
"Будучи единственным травоядным в мире хищников, нам придется очень тяжело", - предупредил глава МИД ФРГ. Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер призвал стремиться к Европе, "способной участвовать в мировой политике". ЕС как новый мировой жандарм? Крайне маловероятно.
Фон дер Ляйен и Юнкер даже высказались за изменение принципа единогласия в европейской внешней политике для того, чтобы сделать сообщество более дееспособным. Вряд ли такие предложения будут иметь успех в обозримом будущем. Уж слишком много разногласий сейчас в этом союзе "травоядных".
К тому же в Мюнхене не было главных защитников единой Европы - канцлера Ангелы Меркель и президента Франции Эмманюэля Макрона. Вместо этого с трибуны выступала глава британского правительства Тереза Мэй - премьер-министр страны, стремящейся выйти из сообщества. О необходимости сохранить единство ЕС, как нарочно, говорил канцлер Австрии Себастьян Курц, который известен тем, что во многом перечит Брюсселю.
Форум - не биржа идей
Мюнхенская конференция по безопасности становится не биржей идей, но, скорее, витриной многочисленных крупных и мелких конфликтов на планете. Израиль и Польша спорят по поводу обновленного закона об Институте национальной памяти, турецкий премьер Бинали Йылдырым обвиняет партнеров по НАТО в поддержке террористов в Сирии, главы МИД Ирана и Саудовской Аравии заявляют о непримиримости позиций в вопросе региональной безопасности и упрекают друг друга во враждебности.
Непримиримые антагонисты говорят больше друг о друге, но не друг с другом. Это не способствует поиску решений, но, напротив, отдаляет их достижение.
Упреки и обвинения задавали тон на последней Мюнхенской конференции. Закрывая ее, Вольфганг Ишингер подвел печальный итог. Он напомнил, что мероприятие проходило под девизом "К краю пропасти и обратно?"
"Я надеялся, что мы сможем выбросить вопросительный знак из названия нашей конференции, но, к сожалению, нам не удалось отойти от этого "края пропасти", - сказал дипломат.
"Мы услышали недостаточно предложений относительно того, какие конкретные шаги наши ответственные лица и политики должны предпринять, чтобы осуществить все эти замечательные планы и превентивные меры и отвратить темное будущее", - добавил Ишингер.
Для придания форуму статуса площадки, на которой действительно будут разрешаться кризисы, очевидно, необходимо некое попутное мероприятие, будь то консультации в нормандском формате, сирийские переговоры или заседание ближневосточного квартета.
Внимание прессы в этом году было приковано к возможной встрече глав МИД России, Германии, Франции и Украины. С момента создания в июне 2014 года нормандского формата мюнхенский форум уже дважды становился платформой для министерской встречи "четверки". Однако стороны так и не согласовали переговоры.
В итоге "Мюнхен" в этом году превратился лишь в дискуссионную площадку, на которой можно было слышать о том, что мир движется в неверном направлении, но не о том, как его улучшить.
Вячеслав Филиппов