29 мая 2018, 06:30

Как работает система социального доверия в Китае

AP Photo/ Eugene Hoshiko

15 млн китайцев подверглись взысканиям из-за низкого социального рейтинга. Что это — оруэлловский кошмар или пример эффективного управления?

В Китае создается "система социального доверия". Так называется правительственная программа оценки по ряду параметров, позволяющая поощрять граждан, а также принимать меры в отношении тех, кто нарушает закон либо просто попадает в поле зрения правоохранительных органов. Как сообщила китайская газета Global Times, по данным на конец апреля 2018 года более 15 млн китайцев, то есть каждый сотый житель, подверглись административным взысканиям ввиду "низкого уровня социального рейтинга".

Обосновывая эту политику кнута и пряника, газета пишет: "Утратившие доверие граждане должны отвечать за свои проступки и нести наказания". Это, подчеркивает издание, целиком и полностью соответствует идеям построения общества на взаимном доверии, а также требованиям "социалистической рыночной экономики".

Западные СМИ быстро откликнулись на китайские нововведения, вспомнив опубликованную в 1949 году социальную антиутопию Джорджа Оруэлла "1984" (для продвинутого российского читателя ближе, наверное, созданный еще в 1920 году сатирический роман Евгения Замятина "Мы"). Однако действительно ли китайский социум становится чрезмерно заорганизованным? И насколько власти Поднебесной можно считать пионерами в деле общественного управления и контроля?

Доверяй, но проверяй

Впервые о системе "Шэхуэй синьюн тиси" (社会信用体系), что в переводе с китайского означает "система социального доверия", "рейтинга" или "система социального кредита" заговорили в 2014 году, когда Госсовет КНР (исполнительный орган власти) обнародовал документ "Программа создания системы социального кредита (2014-2020)".

Суть идеи китайских специалистов, тщательно изучивших зарубежный опыт в этой области, заключалась в предложении наделить обитателей условного города N определенной суммой баллов. Эта изначальная сумма, гарантировавшая всем жителям равные стартовые условия, могла либо расти, либо уменьшаться — в зависимости от того, что полезного или вредного делал обладатель своеобразного "кошелька". Аналогичная система действует и в отношении юридических лиц — компании проверяют на соответствие экологическим, юридическим нормам. Оценке также подвергаются условия и безопасность труда на предприятиях, их финансовая отчетность.

Граждане зарабатывают или, напротив, теряют баллы, исходя из оплаты кредитов, соблюдения ПДД, поведения в Chinanet — китайском сегменте интернета, который, как известно, существует достаточно автономно под защитой Firewall, "Огненной стены". Хотя непреодолимость ее достаточно условна (желающие устанавливают VPN и заходят, куда им нужно), в китайском виртуальном пространстве все же существует ряд непреложных требований: регистрация под своим настоящим именем, размещение только легального контента, не содержащего призывов к свержению властей, а также материалов, подрывающих общественный строй. Посты не должны носить экстремистский, сепаратистский характер, содержать вкраплений насилия и порнографии. Сайты-нарушители запрещаются, а их создатели — правильно, подпадают под штрафные санкции "системы общественного доверия".

Граждане, потерявшие частицы этого доверия, могут его восстановить примерным поведением. В список гражданских добродетелей входит информирование властей о замеченных нарушениях у других граждан. В основном достается тем же самым чиновникам. За последнее пятилетие было наказано около 1,5 млн партийцев. Строже всех наказывают в Китае преступления лиц, облеченных властью — от длительных тюремных сроков до пожизненного заключения и в крайних случаях — расстрела.

Но под столь серьезные меры подпадают далеко не все нарушители. Иным отказывают в приобретении авиабилетов или билетов высокоскоростных железных дорог.

"Черный список"

Точное число людей с "отрицательным" рейтингом в КНР назвать тяжело. По информации агентства Reuters, 15 млн китайцев — 11 млн авиапассажиров и 4 млн путешествующих по высокоскоростной железной дороге — не смогли приобрести билеты или воспользоваться услугами транспорта. Можно ли доверять этим данным?

Представитель компании Tellhow Aviation, занимающейся инфраструктурным обеспечением аэропортов в стране, в беседе с ТАСС твердо сказал, что снять с авиарейсов 11 млн человек за короткий срок попросту "не представляется возможным". В Китае, признал он, действительно, существует "черный список", связанный с кредитной историей потенциальных клиентов. В него также попадают те, кто был причастен к происшествиям в аэропортах или в самолетах, пытался провести запрещенные предметы, хамил персоналу.

Однако, сказал это хорошо осведомленный менеджер, "за последнее время из-за низкого социального рейтинга с рейсов было снято не более 100 человек". "Что касается 11 миллионов — это даже невозможно представить", — подчеркнул специалист. Скорее всего, 15 млн "отказников" — это общее число тех, кто значится в "отрицательном" списке "социального рейтинга". То есть им могут не продать билеты на самолет или в комфортабельный вагон.

Кстати, с самим списком можно ознакомиться на сайте Верховного народного суда КНР. Там есть специальное окно, в котором с головокружительной скоростью мелькают фамильные знаки нарушителей и номера их документов. Успеть прочитать эти данные вряд ли возможно, но если вы введете конкретное имя или идентификационный номер "шэньфэнчжэна" (身份证) — удостоверения личности с идентификационным номером, аналога внутреннего паспорта — то сможете узнать, что плохого сделал ранее тот или иной гражданин. Точно так же нарушители ПДД проверяют на сайте дорожной полиции свои грехи и те баллы, которые они за них получают. При 12 баллах водителю придется идти в китайскую ГИБДД пересдавать на права.

Источниками этой масштабной базы данных, с одной стороны, выступают государственные структуры, правоохранительные и муниципальные органы, а с другой — телекоммуникационные компании КНР. В ноябре 2015 года издание The Wall Street Journal (WSJ) сообщило, что китайские Tencent, Alibaba, рейтинговый сервис Sesame Credit Management и специализирующееся на финансовых операциях дочернее предприятие Alibaba Ant Financial содействуют сбору данных, предоставляя государству информацию о своих пользователях.

Оруэлл или свой путь?

Остается сделать вывод: это общество, описанное в "1984" или власти страны с населением 1,4 млрд пытаются найти свой путь управления обществом с использованием современных методов вроде обработки "больших данных"? Тут все зависит от точки зрения.

Ясно одно — китайцы не сами придумали технологии социального контроля и надзора, а, как и многое другое, позаимствовали на продвинутом Западе. На оруэловское же "светлое будущее" более смахивают те страны, где правительства искусно направляют общественное мнение с помощью дисциплинированных медиа, где граждане находятся "под колпаком" спецслужб, а также дружно и совершенно добровольно "стучат" друг на друга и постоянно судятся по всяким серьезным и не очень поводам.

Вы думаете, это критика? Нет, констатация. Может быть, им так удобно, и кто мы такие, чтобы их за это осуждать?

В соавторстве с Зоей Русиновой 

Теги:
Китай