Каким будет завтра сектор Газа
Андрей Широков — о том, почему столкновения на границе могут привести к новой масштабной войне с Израилем
Ситуация на границе сектора Газа с Израилем накаляется с конца марта, когда палестинцы начали так называемый "Марш возвращения" — повторяющиеся каждую пятницу насильственные протесты с требованием возвращения палестинских беженцев на родную землю, не без попыток прорыва границы. Многомиллионный протестный марш из сектора Газа к разделительному сооружению на границе с еврейским государством был запланирован на 15 мая — сразу после Дня катастрофы ("Ан-Накба"), который в Палестине отмечают в годовщину создания Государства Израиль. Но приняли участие в нем, по подсчетам израильской армии, около 5 тыс. арабов.
В планы протеста внес коррективы президент США Дональд Трамп, который, как и обещал в декабре прошлого года, 14 мая перенес американское посольство в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим, что вызвало резкое неприятие у арабов. Поэтому самыми массовыми до сих пор оказались протесты на границе сектора Газа именно в день переноса дипмиссии США. В них приняли участие до 45 тыс. палестинцев, которые в 13 различных районах вдоль границы сектора Газа с Израилем вступали в столкновения с израильскими военнослужащими. В результате было убито более 60 палестинцев. При этом за все время протестов с конца марта в стычках с военнослужащими еврейского государства было убито около 120 арабов.
Очевидное и вероятное
К новым масштабным столкновениям на границе армия Израиля готовилась 5 июня — в день, когда палестинцы отмечали "Ан-Накса" — траур по поражению в Шестидневной войне 1967 года, по итогам которой еврейскому государству удалось захватить Западный берег реки Иордан, сектор Газа, Восточный Иерусалим, Голанские высоты и Синайский полуостров. Однако 5 июня не было масштабных акций протеста.
Газета Yedioth Ahronoth сообщила, что выступления в связи с 51-й годовщиной победы Израиля будут проходить у границы в секторе Газа в пятницу и совпадут с отмечаемым в Иране в последнюю пятницу Рамадана Всемирным днем Иерусалима. По мнению ряда израильских аналитиков, массовые протесты в Газе именно в этот день будут наглядно доказывать утверждения израильской армии о том, что столкновения на границе палестинского приморского анклава координируются Тегераном.
Вероятнее всего, именно события предстоящей пятницы и укажут на то, будет ли в секторе Газа этим летом очередная военная операция, подобная "Нерушимой скале", длившейся 50 дней в июле — августе 2014 года. С 8 июля по 26 августа 2014 года палестинские радикалы из сектора Газа выпустили по Израилю 4,5 тыс. ракет, а израильская армия за 50 дней поразила свыше 5 тыс. целей на территории сектора Газа. Тогда было убито свыше 2 тыс. палестинцев, потери Израиля составили более 70 человек.
За четыре года с тех пор стороны десятки раз обменивались единичными ударами. Вместе с тем по шесть недель до и после начала палестинского "Марша возвращения" 30 марта обстрелов со стороны сектора Газа не было. По словам израильских военных, запусков ракет не было, так как это могло испортить имидж относительно безоружных демонстрантов, бросающихся на штурм границы с горящими покрышками и воздушными змеями, а также камнями и бутылками с зажигательной смесью.
Режим "пинг-понга"
Однако рано утром 29 мая затишье внезапно было прервано мощным залпом из примерно 30 ракет по приграничным с сектором Газа израильским городам. В тот день палестинские радикалы из Газы и израильские военные вступили в крупнейшее противостояние со времен "Нерушимой скалы". За сутки с небольшим боевики выпустили более 100 ракет и минометных снарядов по Израилю, в ответ израильские военные атаковали 40 целей на территории палестинского приморского анклава.
Активные усилия Египта помогли сторонам вернуться к режиму прекращения огня, установленному после операции "Нерушимая скала". Хотя Израиль и отрицал какое-либо участие в переговорах о перемирии, представители руководства еврейского государства дали тогда понять, что в ответ на прекращение пусков ракет Израиль готов прекратить удары по целям ХАМАС.
Тем не менее затишье оказалось коротким. С вечера субботы, 2 июня, стороны еще на сутки вернулись к этому "взрывному пинг-понгу". Боевики выпустили тогда по Израилю полтора десятка ракет, а истребители Армии обороны Израиля поразили 15 целей ХАМАС в палестинском приморском анклаве. После этого вновь воцарилось относительное затишье.
Неизбежное
Израилю очень не нравится новая тактика радикалов, которые запускают из сектора Газа воздушные змеи для поджога сельскохозяйственных угодий на территории еврейского государства. В начале этой недели министр обороны Израиля Авигдор Либерман сообщил, что с территории сектора с конца марта в Израиль было запущено 600 воздушных змеев с прикрепленными к ним горящими предметами, 400 из которых были перехвачены. При этом 200 упали на территории Израиля и привели к сильным пожарам.
14 июня исполняется 11 лет с тех пор, как власть в секторе Газа захватило радикальное движение ХАМАС. Тогда же Израиль ввел блокаду палестинского анклава. Экономическая ситуация в секторе уже давно стала невыносимой, в анклаве не хватает рабочих мест, наличных средств, мелкой монеты, электричества, воды, вообще практически любых ресурсов, кроме человеческого. Тем не менее радикалам хватает денег на строительство тоннелей, которые ведут под разделительным забором на территорию Израиля. За последние месяцы израильские военные уже обнаружили и уничтожили с десяток таких подземных ходов, часть из которых по ширине и качеству исполнения вполне напоминают переход в метро в какой-нибудь европейской стране.
Очевидно, что, если существующая ситуация вокруг сектора Газа кардинально не поменяется, вопрос в отношении войны остается только один: когда? Пятничные акции протеста на границе анклава, если они будут сопровождаться ракетными обстрелами Израиля, будут жестко встречены Израилем, который ответит на каждый снаряд. Спираль войны может начать раскручиваться в любой момент, а стороны, постоянно после каждого витка заявляющие об отсутствии стремления к эскалации, судя по всему, успели за последние месяцы неплохо подготовиться к настоящему военному противостоянию.