Жители разделенной на Север и Юг Кореи не имеют возможности ездить друг к другу в гости, писать письма, звонить по телефону или общаться с помощью интернета. Но раз в несколько лет члены разделенных семей встречаются на границе двух стран, чтобы расстаться потом навсегда. Многие из них могут не дожить до следующего раунда воссоединений — если он состоится воообще.
Разделенные войной
Корейская война (1950–1953) завершилась подписанием соглашения о перемирии — формально Республика Корея (РК) и КНДР по-прежнему находятся в состоянии вооруженного конфликта. 38-я параллель, по которой сейчас проходит граница, разделила не только два государства, но и тысячи семей, которые раньше были единым народом.
Президент Республики Корея Мун Чжэ Ин и лидер КНДР Ким Чен Ын на саммите 27 апреля договорились заменить нынешний договор, предусматривающий приостановление военных действий, документом о постоянном мире между Севером и Югом. Тогда же лидеры двух стран приняли решение возобновить встречи семей, разделенных Корейской войной.
В Южной Корее насчитывается около 57 тыс. человек, которые во время конфликта оказались разлучены со своими близкими. Сколько таких людей в КНДР — неизвестно. В общей сложности 21,7 тыс. пожилых корейцев с Севера и Юга смогли увидеть своих родных, с которыми потеряли связь после Корейской войны. Первое воссоединение состоялось в 1985 году, затем встречи возобновились лишь в 2000 году (после первого в истории межкорейского саммита) и продолжались с перерывами до октября 2015 года.
С начала 2000-х Пхеньян и Сеул организовали 20 раундов встреч родственников, не считая нескольких видеоконференций. Но несмотря на политику "солнечного тепла", проводимую РК, отношения между странами оставались нестабильными, в первую очередь из-за ядерных испытаний Севера. С начала 2010-х встречи прервались на несколько лет и стали возможны лишь в 2014–2015 годах, при администрации президента РК Пак Кын Хе, выступившей с программой укрепления доверия на Корейском полуострове.
Последние три года, когда отношения КНДР с Западом находились в самой низшей точке, вопрос воссоединения семей отошел на второй план. Между тем для десятков тысяч пожилых корейцев критичен каждый год — они боятся не дожить до свидания с родственниками. По данным Министерства объединения РК, 41,4% разлученных родственников старше 80 лет, 22,4% — старше 70 лет и 20% — старше 90 лет. Многие из этих людей так никогда и не увидят членов своих семей, оказавшихся на другой стороне.
Встречи в горах
С южнокорейской стороны участников воссоединения выбирают случайным образом по принципу лотереи. В КНДР к встрече с родственниками допускают только самых "благонадежных" — чтобы они не сбежали на юг.
Свидания организуются в городках на приграничной территории в курортной зоне Кымгансан (Алмазные горы). Как правило, они приурочены к символическим датам — осеннему празднику Чхусок (конец сентября) или Дню освобождения от колониального господства Японии (15 августа).
Воссоединения проходят в отелях — родственники собираются за большими круглыми столами, которые есть в любом азиатском ресторане. Семьям дают всего два часа в день на то, чтобы поговорить, обменяться подарками и фотографиями. Во время предыдущего раунда таких встреч можно было провести максимум шесть, то есть в общей сложности разделенные родственники могли видеться не более 12 часов.
Кому-то может повезти меньше, и они встретятся четыре раза по два часа (это зависит от того, скольким людям разрешили свидание). Неизменны лишь эмоции, которые испытывают все участники, — это горечь и слезы, ведь шанс на повторную встречу практически нулевой.
Что дальше
В июле 2018 года Север и Юг обменялись списками участников предстоящих встреч — 93 человека со стороны РК и 88 со стороны КНДР. В южнокорейской группе есть мужчина и женщина, которым больше 100 лет, еще 35 человек старше 90 лет. О северокорейской группе известно меньше, но, как сообщается, она на две трети состоит из людей за 80.
21-й раунд встреч пройдет в два этапа: первый состоится в период с 20 по 22 августа, а второй с 24 по 26 августа. Сначала южнокорейские граждане посетят своих северокорейских членов семей, а затем — граждане КНДР навестят родственников с Юга полуострова.
Когда пройдет следующий раунд, неизвестно. Ранее КНДР уже грозила отменить свидания из-за истории с побегом 13 северян на юг — Пхеньян требовал от Сеула выдать их обратно. Считается, что КНДР заинтересована в относительно редких контактах, поскольку программу воссоединения семей всегда можно использовать как "разменную монету" в переговорах с РК. К тому же ограниченное общение c внешним миром — это залог того, что северяне не подхватят от своих южных родственников никаких "дурных" влияний.
Оптимизм внушает тот факт, что уже в сентябре РК и КНДР проведут очередной межкорейский саммит. Если курс на укрепление связей между двумя странами продолжится, потенциальный 22-й раунд воссоединения семей вполне может стать реальностью.
Артур Громов