За последние два года вооруженные силы Сирийской Арабской Республики (САР) установили контроль над большинством стратегически важных районов страны. Теперь Дамаск планирует освобождение Идлиба, подконтрольного оппозиции и группировке "Хайат Тахрир аш-Шам" ("Джебхат ан-Нусра", террористическая организация, запрещенная в РФ). А самолеты ВКС России уже нанесли в регионе первые удары по боевикам, уничтожив склад с беспилотниками и взрывчаткой для них.
Взгляды на Идлиб
Дамаск, Алеппо, Хомс, Хама, Латакия, Дейр-эз-Зор, Дераа — все эти города находятся под контролем правительства Сирии. Из четырех зон деэскалации, определенных в мае 2017 года в Астане, лишь одна остается неподконтрольной Башару Асаду — мухафаза (провинция) Идлиб и части соседних мухафаз Латакия, Хама и Алеппо.
Как заявил министр иностранных дел САР Валид Муаллем 3 сентября, Дамаск находится "в четверти часа от победы". Это признают даже во Франции — министр иностранных дел республики Жан-Ив Ле Дриан сказал, что Башар Асад "выиграл войну", но не сумел при этом добиться мира в регионе.
Основной же посыл министра заключался в том, чтобы предостеречь Дамаск от наступления на Идлиб. "В случае боевого столкновения в Идлибе масштабы катастрофы в Алеппо могут отойти на второй план", — сказал Ле Дриан.
В Вашингтоне против возможной операции в Идлибе высказываются более жестко. Руководитель пресс-службы Госдепартамента Хезер Науэрт ранее заявляла, что США "обеспокоены угрозой любого рода эскалации насилия в Идлибе, которая подвергнет опасности гражданское население и гражданские объекты", а госсекретарь Майкл Помпео отметил, что наступательная операция в регионе будет рассматриваться как "эскалация конфликта".
При этом глава МИД РФ Сергей Лавров отметил, что у законных властей Сирии есть полное право изгонять и ликвидировать террористов на своей территории, а в зоне деэскалации "должно быть размежевание" вооруженной оппозиции и террористов.
А в преддверии третьей по счету встречи лидеров России, Ирана и Турции, которая пройдет 7 сентября в Тегеране, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф заявил, что "провинция Идлиб должна быть очищена от остающихся там экстремистских группировок". Он также добавил, что стороны будут обсуждать "методы борьбы с террористическими группами" в Сирии.
Химический сценарий
На фоне обсуждения наступательной операции сирийских вооруженных сил в Идлибе российское Министерство обороны уже предупредило о возможной провокации с инсценировкой использования химического оружия против мирных жителей. По данным телеканала CNN, в США уже подготовлен предварительный список целей для воздушных ударов по позициям ВС САР на случай химатаки.
В Пентагоне отрицают, что возможная провокация сможет стать предлогом для нанесения ударов, и обвиняют Москву в попытках "распространить дезинформацию". Тем временем, по словам официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, в Идлиб уже завезены бочки с хлором и боеприпасы.
В Дамаске же заявляют, что американского удара сирийский народ не боится. "Планируемая агрессия не повлияет на моральный дух нашего народа и на наши военные планы по освобождению Идлиба. Это происходит не в первый раз, когда США, Великобритания и Франция выдумывают идею применения химического оружия. Так уже было в пригороде Дамаска Думе, когда, не дожидаясь результатов международного расследования, эти страны совершили тройную агрессию против Сирии", — сказал Валид Муаллем.
Интересы сторон
В единственной оставшейся зоне деэскалации проживает около 3 млн человек. Счет представителей вооруженной оппозиции и террористов идет на десятки тысяч. Кроме того, в регионе наблюдается значительное турецкое военное присутствие. Об огромных масштабах гуманитарной катастрофы, с которой Идлиб столкнется в случае полномасштабного наступления ВС САР, предупреждают все — от ООН до Святого престола.
"По-прежнему дуют ветры войны и приходят тревожные новости о высоком риске возможной гуманитарной катастрофы в излюбленной Сирии, в провинции Идлиб. Я вновь обращаюсь к международному сообществу и всем сторонам использовать все возможные рычаги дипломатии, диалога и переговоров и уважать международное гуманитарное право, чтобы защитить жизни гражданского населения", — заявил Папа Римский Франциск.
Но несмотря на подобные призывы, позиции Москвы, Дамаска, Анкары и Вашингтона по Идлибу сблизить почти невозможно. Сам факт проведения операции сирийскими военными под сомнение уже никто не ставит, но ее масштабы повлияют не только на судьбу самой мухафазы, но и на будущее сирийского государства, соотношение сил на Ближнем Востоке и отношения России с Турцией и странами Запада.
Александр Мосесов