"Отечественный двигатель — обязательное условие для того, чтобы запустить массовое производство J-20, так как ни одна страна не будет готова передать Китаю столь прорывные технологии", — сообщил газете South China Morning Post источник в китайском военно-промышленном комплексе. Что известно о новом WS-15, когда будет запущено массовое производство и сколько новых истребителей нужно Пекину — в материале ТАСС.
"Невидимка" из Чэнду
Китайский малозаметный истребитель пятого поколения J-20 поступил на вооружение Воздушных сил Народно-освободительной армии КНР в марте 2017 года, став самым современным и совершенным боевым самолетом, когда-либо произведенным в Азии.
В США к этому времени уже успели снять с производства дорогостоящий и проблемный F-22 Raptor и поставить на вооружение более современные F-35 Lightning II, а Пекин наблюдал за тем, как Вашингтон предоставлял "невидимку" F-35 своим союзникам в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) — Японии, Австралии и Южной Корее.
При всем желании ликвидировать дисбаланс КНР не могла обеспечить массовое производство собственных J-20. В качестве основных тому причин новостной портал Asia Times называл проблемы с поставками деталей и запчастей, нехватку высококвалифицированного персонала и другие сложности технологического характера.
Однако, по данным South China Morning Post, уже к концу 2018 года в стране будет налажено производство усовершенствованных двигателей WS-15. А в городе Чэнду, где располагается штаб-квартира государственной Chengdu Aircraft Industry Group, была построена четвертая сборочная линия по производству J-20.
Знакомая компоновка
Среди уже стоящих на вооружении и находящихся в разработке малозаметных истребителей пятого поколения китайский J-20 — самый крупный. Заметно отличается самолет и своей уникальной аэродинамической схемой — так называемой уткой (определяется наличием горизонтального оперения, расположенного впереди основного крыла).
Именно такая схема была применена при разработке так и не взлетевшего российского прототипа истребителя пятого поколения МиГ 1.44.
Примечательно, что двигатель, который планировалось устанавливать на МиГ 1.44 — АЛ-41Ф — стал основой для АЛ-41Ф1, использовавшегося на первых опытных образцах истребителя пятого поколения Су-57. А двигатель АЛ-31Ф, различные модификации которого устанавливались на российские Су-30 и Су-35, ставили, как утверждают СМИ, и на китайские J-20.
Косвенным тому подтверждением стала массовая закупка этих двигателей и их деталей китайской стороной.
Счет на сотни
Как сообщал информационный портал Sina в августе 2018 года, КНР может ежегодно выпускать до 40 истребителей J-20. Кроме того, боевой самолет будет постоянно модернизироваться.
"Китай будет продолжать совершенствовать истребитель-невидимку J-20, расширяя его возможности, помимо малозаметности для систем ПВО противника... Мы не будет останавливаться на достигнутом", — рассказал в марте главный конструктор J-20 Ян Вэй, занимающий пост заместителя директора по науке и технологиям AVIC (Aviation Industry Corporation of China).
По мнению китайского военного аналитика Чжоу Чэньмина, к 2025 году США смогут разместить в АТР от 200 до 300 истребителей F-35. "Китай нуждается в схожем количестве J-20, или же как минимум в 200 [самолетах]", — сказал эксперт.
К сентябрю 2018-го на вооружении ВВС НОАК стояло не более 20 истребителей J-20. Но, как утверждают китайские СМИ, у Пекина есть все шансы довести этот показатель до 200.
Технические характеристики J-20
Проект ChinaPower, базирующегося в Вашингтоне Центра стратегических и международных исследований (CSIS), приводит следующие оценочные данные:
- экипаж — 1 человек;
- длина — около 20,5 м;
- высота — 4,45 м;
- размах крыла — около 13,5 м;
- максимальная взлетная масса — до 37 т;
- масса топлива — 12 т;
- боевой радиус — до 2700 км.
Александр Мосесов