27 февраля 2013, 23:14
Наука

Американская частная компания планирует отправить в 2018 году к Марсу корабль с экипажем из двух человек

Фото EPA/ИТАР-ТАСС
Фото EPA/ИТАР-ТАСС

Финансировать проект планируется за счет личных средств Тито, состояние которого оценивается в несколько сотен миллионов долларов

ВАШИНГТОН, 28 февраля. /Корр. ИТАР-ТАСС Иван Лебедев/. Впервые в истории отправить к Марсу космический корабль с экипажем из двух человек - мужчины и женщины - планирует менее чем через пять лет американская частная компания "Инспирейшн Марс фаундейшн". Как объявил в среду ее основатель, первый космический турист мультимиллионер Деннис Тито, путешествие к Красной планете должно занять 501 день, а его старт предварительно намечен на 5 января 2018 года.

"Особенность этой миссии заключается в ее простоте. Она не предусматривает больших рисков, опасных маневров и стыковок космического корабля, который не будет входить в марсианскую атмосферу", - сказал Тито на пресс-конференции в вашингтонском Национальном клубе печати.

По его словам, корабль, состоящий из жилого и служебного модулей с двигательной установкой, предварительно будет выведен на низкую околоземную орбиту и уже оттуда возьмет путь к Марсу. 20 августа 2018 года он приблизится к Красной планете на расстояние 160 км, а затем отправится обратно и вернется на Землю 21 мая 2019 года. В этот период Земля и Марс будут находиться близко друг к другу.

Построить корабль и носитель предполагается на основе уже имеющихся и разрабатываемых технологий, в том числе используемых НАСА по программе Международной космической станции. Как утверждают авторы проекта, предварительные расчеты, проведенные с использованием данных о полетах грузового корабля "Дрэгон" и ракеты "Фэлкон" частной компании "Спейс-Экс", показывают, что такая цель вполне достижима.

Финансировать проект планируется за счет личных средств Тито, состояние которого оценивается в несколько сотен миллионов долларов, а также частных пожертвований и поступлений из благотворительных фондов. Первый космический турист сообщил, что он уже выделил деньги, которых "хватит на первые пару лет работы - до конца 2014 года". Он заявил, что эта инициатива "обойдется гораздо дешевле, чем может показаться", но точную стоимость не называл. Эксперты считают, что на ее осуществление необходимо не менее 1 млрд долларов.

Основатель "Инспирейшн Марс фаундейшн" отметил, что это будет "американский проект, и члены экипажа должны быть гражданами США". В то же время его компания намерена сотрудничать с иностранными партнерами, в частности, канадцами, разработавшими технологии для жилого модуля. Рассчитывает Тито и на помощь со стороны НАСА, которое официально не участвует в проекте, но приветствовало это смелое начинание. "Мы обсудим с "Инспирейшн Марс фаундейшн" вопрос о возможном взаимодействии", - сообщил официальный представитель американского космического агентства Дэвид Ститц.

Тито предупредил, что сам "лететь на Марс не собирается". В то же время он заявил, что хотел бы дождаться исторического путешествия к Красной планете, которое станет следующим важнейшим этапом в освоении человеком космического пространства, однако НАСА планирует осуществить его лишь в начале 2030-х годов. "Я не могу так долго ждать", - сказал 72-летний Тито.

Он также заявил, что решение включить в состав экипажа мужчину и женщину носит во многом символический характер, поскольку "они вместе должны представлять человечество во время первого полета к Марсу". Тито также подчеркнул, что это не коммерческий проект, его цель заключается не в получении какой-то прибыли, а в развитии науки и техники. "Он может послужить источником вдохновения для следующих поколений ученых и астронавтов", - согласился с ним выступивший на пресс-конференции руководитель Фонда космических исследований Эллиот Пулэм.

Руководитель медикобиологических исследований в "Инспирейшн Марс фаундейшн" Джонатан Кларк отметил, что "было бы предпочтительно, чтобы экипаж состоял из супружеской пары". Но в любом случае им потребуется специальная психологическая подготовка, поскольку столь длительных полетов в космос еще не было. "Это все равно, что вместе совершить кругосветное путешествие 1500 раз подряд, все время сидя в одном микроавтобусе", - поддержала его Джейн Пойнтер, президент корпорации "Парагон", разрабатывающей системы жизнеобеспечения для этого проекта.

За всю историю освоения космического пространства только четыре человека /все они российские космонавты/ работали на орбите больше года. Рекордсменом по продолжительности беспрерывного пребывания в космосе является Валерий Поляков, находившийся на станции "Мир" в 1994-1995 гг в течение 437 суток 18 часов. Среди американских астронавтов дольше всех работал на орбите Майкл Лопес-Алегриа, который в 2006-2007 гг провел на МКС 215 суток.

В то же время Кларк заявил, что его больше беспокоят не психологические, а медицинские проблемы, в том числе до конца не изученное длительное влияние невесомости на организм человека и опасность радиации в дальнем космосе. Однако он считает, что имеющиеся уже сейчас технологии позволят свести эти риски к минимуму.

Отвечая на вопрос корр.ИТАР-ТАСС, Кларк не исключил, что если к Марсу будет отправлена супружеская пара, то она сможет заняться в космосе сексом. "Это вполне вероятно", - сказал специалист. По его словам, подбор кандидатов планируется начать примерно через полгода. В "Инспирейшн Марс фаундейшн" уверены, что недостатка в желающих не будет.

В то же время независимые эксперты считают, что затея Тито неосуществима сразу по нескольким причинам, в том числе финансовой, медицинской и технической. Они сомневаются, что на этот проект удастся собрать необходимые средства и отмечают, что кораблей и носителей, которые могли бы обеспечить полет к Марсу, в настоящее время просто нет. При этом специалисты, в частности, указывают, что в своих предварительных расчетах "Инспирейшн Марс фаундейшн" оперировала характеристиками тяжелой модификации ракеты "Фэлкон", которой еще только предстоит совершить первый испытательный полет.

Тем не менее, Деннис Тито сохраняет оптимизм и уверенность в том, что у него есть "хорошие шансы" на успех. В 2001 году он стал первым в истории космическим туристом, затратив на орбитальное путешествие 20 млн долларов. Оно продолжалось восемь дней, шесть из которых он провел на МКС, прилетев туда на российском корабле "Союз".