28 декабря 2018, 09:55

Лидеры Молдавии и Приднестровья в 2019 году намерены активизировать переговоры

По мнению президента Молдавии Игоря Додона, прорыв в приднестровском урегулировании возможен, если после выборов в парламент будет сформировано "промолдавское правящее большинство и правительство"

КИШИНЕВ, 28 декабря. /Корр. ТАСС Валерий Демидецкий/. Лидеры Молдавии и Приднестровья выступают за возобновление переговоров по урегулированию конфликта в наступающем году в формате "пять плюс два" (Молдавия, Приднестровье, ОБСЕ, Россия, Украина и наблюдатели от США и ЕС). Об этом заявил в интервью корреспонденту ТАСС президент Молдавии Игорь Додон, комментируя состоявшийся в преддверии Нового года очередной раунд переговоров с главой непризнанной республики Вадимом Красносельским.

"Мы едины во мнении, что переговоры в формате "пять плюс два" необходимо активизировать уже с начала будущего года. Привлечение посредников активизирует переговорный процесс, будет способствовать дальнейшему наращиванию потенциала для сближения позиций, укреплению доверия между двумя берегами Днестра, разрешению существующих проблем", - сказал Додон. Он выразил надежду на то, что такая встреча может состояться уже в первые месяцы наступающего года.

Глава Молдавии отметил, что прорыв в приднестровском урегулировании возможен в том случае, если после предстоящих 24 февраля выборов в парламент будет сформировано "промолдавское правящее большинство и правительство". "Пока со стороны находящихся у власти в Молдавии политиков звучат призывы к объединению с Румынией, вступлению в НАТО, вопреки прописанному в конституции нейтралитету, договориться с Тирасполем не получится. Если после выборов к власти придут политики, нацеленные на урегулирование конфликта, будет осуществлен и прорыв в отношениях с Приднестровьем", - добавил президент.

В одной лодке

Додон выразил уверенность, что решение приднестровской проблемы отвечает интересам людей, живущих по обе стороны Днестра. "Мы сейчас в одной лодке - Молдавия не может состояться как независимое государство, не решив приднестровскую проблему, но и Приднестровье в случае утери молдавской государственности не выживет", - считает Додон.

"У нас либо будет общее будущее, либо его не будет ни у кого. Это понимают люди на двух берегах Днестра, которые не испытывают вражды друг к другу, представители бизнеса, которые давно и успешно ведут совместные дела. Этого, к сожалению, не хотят некоторые политики", - заметил политик.

По его словам, поддерживающая президента Партия социалистов, которую опросы называют фаворитом выборов, давно занимается разработкой проекта урегулирования приднестровской проблемы. "Сейчас в Кишиневе пока нет общей позиции по Приднестровью, но, когда у президента и правительства будет единый подход, это позволит активизировать переговорный процесс", - сказал Додон.

Возможность успеха

Президент выразил надежду на то, что такая политика будет поддержана посредниками. "И России, и США, и ЕС на фоне затяжных кризисов на Ближнем Востоке, Украине, других горячих точках, важно добиться "истории успеха". В Молдавии, где люди по обе стороны Днестра не враждуют, есть реальная возможность получить первый прорыв в решении замороженных конфликтов. Главное, чтобы большие игроки увидели в нем свой дипломатический успех, а не чье-то поражение", - отметил Додон.

Последние три встречи в формате "пять плюс два" прошли в июне 2016 года в Берлине, в ноябре прошлого года в Вене и в мае нынешнего в Риме. На них удалось найти решение ряда застарелых проблем между двумя берегами Днестра. В частности, стороны договорились о совместном пользовании приграничными землями и функционировании молдавских школ в Приднестровье. Кишинев признал дипломы об образовании, выдаваемые в непризнанной республике, было открыто движение транспорта по восстановленному мосту через Днестр, начался процесс легализации зарегистрированных в приднестровском регионе автомобилей.

При этом остаются сложности в реализации договоренностей об отказе от взаимного уголовного преследования чиновников. Не решен вопрос о взаимодействии в области связи, не выработан механизм гарантий исполнения достигнутых договоренностей.