Все новости
Встреча Владимира Путина и Ким Чен Ына

Этот поезд чучхе: что нужно знать об излюбленном средстве передвижения лидеров КНДР

Лидер КНДР Ким Чен Ын
© Александр Сафронов/Пресс-служба администрации Приморского края/ТАСС
Ким Чен Ын прибыл во Владивосток на легендарном бронепоезде, где есть все необходимое для комфорта и безопасности главы государства

Добро пожаловать на один из самых роскошных поездов в мире: изысканная кухня, оборудование по последнему слову техники, развлечения и интернет — и все это в 15 вагонах ярко-зеленого цвета с характерной желтой полосой. Именно такое средство передвижения выбрал лидер КНДР Ким Чен Ын для путешествия во Владивосток на переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным. ТАСС рассказывает об истории, внутреннем убранстве и других особенностях главного поезда страны чучхе.

Бордо, лобстеры и MacBook

Северные корейцы говорят, что основатель Народной Республики Ким Ир Сен проехал в своем поезде 368 тыс. км, из них 216 тыс. км пришлись на зарубежные поездки. У Ким Чен Ира показатели поскромнее — 334 тыс. и 64 тыс. км соответственно. При этом он совершил на поезде более полутора тысяч поездок, что почти в два раза больше, чем у его отца.

Второй лидер КНДР, как считается, боялся летать самолетом и поэтому предпочитал поезд, "считая его своим домом [и] рабочим кабинетом". Если у Ким Ир Сена главный вагон скорее напоминал приемную какого-нибудь высокопоставленного советского руководителя, то у его сына уже был более современный офис со спутниковыми телефонами и MacBook на столе. В своем рабочем вагоне Ким Чен Ир скончался в 2011 году во время очередной поездки по стране.

Рабочий кабинет в вагоне Ким Чен Ира Архив Кымсусанского Дворца Солнца
Описание
Рабочий кабинет в вагоне Ким Чен Ира
© Архив Кымсусанского Дворца Солнца

По данным журналистов, которые ссылаются на разведывательные источники США и РК, у Ким Чен Ира было шесть "роскошных поездов, оборудованных приемными, конференц-залами и высокотехнологичными средствами связи". Состав экс-лидера КНДР не мог разгоняться выше 60 км/ч из-за тяжелой брони и ехал между двумя другими поездами, что также было обусловлено требованиями безопасности. Первый состав был предназначен для проверки ж/д полотна, а в последнем располагались охранники и свита. Когда поезд подходил к станции, электричество на соседнем пути выключалось, чтобы там больше никто не мог проехать.

Быт внутри поезда Ким Чен Ира описал в своей книге "Восточный экспресс" бывший полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский, сопровождавший лидера КНДР во время поездки по России в 2001 году. Он, в частности, рассказывал о привезенных из Парижа дорогостоящих винах (врачи якобы порекомендовали Ким Чен Иру пить бургундское и бордо), живых лобстерах и прочих яствах — заказать можно было любое блюдо российской, китайской, корейской, японской и французской кухни. Утварь, в том числе и палочки для еды, была выполнена из серебра.

Советские корни, японское качество

Кореевед Георгий Толорая пишет, что "специальный вагон" Ким Ир Сену подарил Иосиф Сталин. Российские специалисты, впоследствии исследовавшие поезд Ким Чен Ира, пришли к выводу, что его вагоны также имеют советское происхождение, но почти наверняка были модернизированы — по слухам, корейцами, живущими в Японии.

Поезд Ким Чен Ира на станции Хасан в Приморском крае Владимир Саяпин/ТАСС
Описание
Поезд Ким Чен Ира на станции Хасан в Приморском крае
© Владимир Саяпин/ТАСС

Хотя составы северокорейских лидеров и называют бронепоездами, в действительности броня установлена лишь под двумя главными вагонами — служебным и жилым. Россияне в основном могли наблюдать интерьер вагона, выполнявшего роль штаб-квартиры, — обстановка там была не люксовая, но оборудовано все было по последнему слову техники. К примеру, на LED-экраны выводилась информация с GPS о местонахождении делегации, а также справка о тех городах и областях, которые проезжал поезд. В каждом корейском вагоне было по пять купе, в российском — девять.

Еду второму лидеру КНДР доставляли из Пхеньяна на самолете (в том числе такие деликатесы, как морские ушки и ослиное мясо). Периодически глава государства пробовал и местную пищу — по воспоминаниям Пуликовского, Ким Чен Ира впечатлил хлеб в одном из хабаровских ресторанов, и он потребовал отправить домой 20 буханок.

Ким Чен Ир во время стоянки в Омске Игорь Коломейцев/ТАСС
Описание
Ким Чен Ир во время стоянки в Омске
© Игорь Коломейцев/ТАСС

Вместе с вождем также путешествовала труппа "Мансудэ", которая исполняла русские песни, известные Ким Чен Иру с детства. В последние годы на борту неизменно присутствовал и его сын — будущий правитель государства.

Самолетом, поездом, машиной

До сегодняшнего дня Ким Чен Ын еще ни разу не был в России, в то время как его отец трижды посещал нашу страну: в 2001, 2002 и 2011 годах. Каждый раз Ким Чен Ир путешествовал по России на личном бронепоезде. Дважды он добирался до Москвы, в последний раз доехал только до Улан-Удэ.

На одном из поездов отца Ким Чен Ын путешествовал на второй саммит США — КНДР, который прошел в Ханое 27–28 февраля. Единственное внешнее различие в составах — это номерной знак. У Ким Чен Ира на нем было написано DF0001, у его сына — DF0002.

Ким Чен Ын (третий слева) и Ким Чен Ир (справа) Архив Кымсусанского Дворца Солнца
Описание
Ким Чен Ын (третий слева) и Ким Чен Ир (справа)
© Архив Кымсусанского Дворца Солнца

Во время февральской поездки Ким Чен Ына в Китай северокорейское ТВ показало внутреннее убранство поезда — белые стены, шторы цвета слоновой кости, ярко-розовые кожаные диваны и, конечно же, плазменные панели. Отдельный вагон выделен под бронированный Mercedes Benz главы государства.

Ким Чен Ын мог бы добраться до Ханоя по воздуху — туда могут без пересадок долететь имеющиеся в распоряжении КНДР самолеты. Однако выбор все же пал на поезд, и во многом это было символическое решение. Предыдущий визит лидера КНДР во Вьетнам состоялся 55 лет назад, когда Ханой посетил основатель Народной Республики Ким Ир Сен. Ким Чен Ын захотел повторить исторический маршрут своего деда, проделав путь из Пхеньяна в Ханой по железной дороге на бронепоезде, похожем на тот, который использовался в 1964 году. На встречу с Дональдом Трампом лидер КНДР добирался около 60 часов.

Ким Чен Ын перед отъездом на саммит в Ханой ЦТАК
Описание
Ким Чен Ын перед отъездом на саммит в Ханой
© ЦТАК

В Россию Ким Чен Ын прибыл 24 апреля, в 10:30 (03:30 мск) по приморскому времени. Как сообщил ТАСС информированный источник, в составе 15 вагонов (это на шесть вагонов меньше, чем при поездке в Ханой). На железнодорожной станции Хасан лидера КНДР с хлебом и солью встречали министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов, губернатор Приморья Олег Кожемяко, а также посол РФ в КНДР Александр Мацегора и генеральный консул КНДР в Приморье Чо Сок Чхоль.

По прибытии Ким Чен Ын заявил, что рад оказаться на российской земле: "Много слышал хорошего о вашей стране и давно мечтал в ней побывать. Уже семь лет прошло, как я возглавил страну, и только сейчас смог приехать в Россию. Надеюсь, что и в будущем буду посещать вашу страну, основываясь на дружественных отношениях с вашим президентом".

Лидер КНДР задержался на станции для посещения Дома российско-корейской дружбы, известного как "Домик Ким Ир Сена". Его построили в 1986 году на границе России и КНДР в честь приезда лидера страны в СССР. Ким Ир Сен также путешествовал на поезде, но ночевал и отдыхал в таких домиках, оборудованных спальней, ванной, гостиной и кухней. Во время поездки в Россию этот домик посещал и Ким Чен Ир.

Бронепоезд Ким Чен Ына подъехал к железнодорожному вокзалу Владивостока около 17:50 (10:50 мск). Здесь для него была уложена красная ковровая дорожка и вывешены плакаты с приветственными словами. Его встреча с Владимиром Путиным запланирована на 25 апреля — как ожидается, она пройдет на территории кампуса Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). На обратный поезд до Пхеньяна Ким Чен Ын сядет в конце текущей недели.

Артур Громов