26 февраля 2019, 15:46,
обновлено 26 февраля 2019, 17:47

Пентагон признал, что новейшие ударные средства России не подпадают под ограничения ДСНВ

Генерал Джон Хайтен заявил, что США хотели бы, чтобы все ядерные вооружения были частью будущего договора о стратегических вооружениях

ВАШИНГТОН, 26 февраля. /ТАСС/. Новейшие российские ударные средства сдерживания не подпадают под ограничения, установленные Договором о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, неофициальное название СНВ-III). Это признал во вторник глава Стратегического командования (СТРАТКОМ) Вооруженных сил (ВС) США генерал Джон Хайтен.

"Новый ДСНВ (так в США принято именовать ДСНВ - прим. ТАСС) сформулирован таким образом, что он охватывает только существующие вооружения на момент вступления в силу в 2011 году. Это означает, что он охватывает баллистические ракеты как морского, так и наземного базирования, охватывает бомбардировщики и крылатые ракеты на бомбардировщиках и [других] платформах, на которых они установлены", - заявил американский военачальник, выступая на слушаниях в комитете по делам ВС Сената Конгресса США.

По словам Хайтена, ДСНВ также предусматривает возможность рассмотрения в Двусторонней консультативной комиссии, созданной для исполнения договора, вопросы разработки сторонами "новых стратегических вооружений". "Я не видел, чтобы такое происходило. Мы [американцы] видим, что они [россияне] разрабатывают потенциал за рамками этого договора. У меня это вызывает обеспокоенность", - отметил генерал.

Он комментировал такие разработки России, как, в частности, необитаемый подводный аппарат "Посейдон". О создании Россией этих систем объявил весной минувшего года президент Владимир Путин. Затем американские власти стали предпринимать попытки подвести ряд этих новейших ударных систем России под действие ДСНВ.

Как подтвердил Хайтен, США хотелось бы, чтобы в перспективе такие разработки России тоже были охвачены какими-то договорами по контролю над вооружениями. "Мы бы хотели, чтобы все ядерные вооружения были частью будущего договора о стратегических вооружениях", - подчеркнул глава СТРАТКОМ. В связи с этим он утверждал, что США выступают за сохранение и ДСНВ, и Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) от 1987 года, однако судьба таких соглашений зависит от Москвы.

"Я хочу, чтобы Россия оставалась в ДРСМД <...> Я хочу, чтобы Россия оставалась в Новом ДСНВ. Я поддерживаю эти договоры", - сказал Хайтен. При этом он в очередной раз обвинил Россию в нарушении ДРСМД.

ДСНВ и ДРСМД

США впервые обвинили Россию в нарушении ДРСМД еще в июле 2014 года. Затем Вашингтон неоднократно повторял это заключение. Москва категорически отвергает выводы Вашингтона о несоблюдении ею ДРСМД и предъявляет встречные претензии относительно выполнения Соединенными Штатами условий договора.

Президент Дональд Трамп и госсекретарь США Майкл Помпео объявили на днях, что Вашингтон со 2 февраля приостанавливает выполнение своих обязательств в рамках ДРСМД. Они также пригрозили, что США через 6 месяцев выйдут из ДРСМД, если Москва не выполнит определенные требования Вашингтона, якобы касающиеся этого договора. США настаивают на том, чтобы Россия уничтожила свою крылатую ракету наземного базирования 9М729.

Владимир Путин заявил 2 февраля, что и Россия приостанавливает свое участие в ДРСМД.

ДСНВ был подписан Москвой и Вашингтоном в 2010 году. Согласно документу, каждая из сторон сокращает свои СНВ таким образом, чтобы через семь лет после его вступления в силу и в дальнейшем их суммарные количества не превышали 700 единиц для развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ), 1550 единиц для боезарядов на них, 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и ТБ.

Договор остается в силе в течение 10 лет - до 2021 года, если не будет заменен до этого срока последующим соглашением. Он также может быть продлен не более чем на 5 лет (то есть до 2026 года) по обоюдному согласию сторон. Москва в последнее время неоднократно призывала Вашингтон не затягивать с решением вопроса о возможности продления договора и характеризовала последний как "золотой стандарт" в области разоружения.