Шоумен Владимир Зеленский одержал во втором туре выборов президента Украины вполне ожидаемую победу. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в России "с уважением относятся к выбору украинского народа, тем более, что этот выбор весьма очевиден". Вместе с тем он отметил, что "легитимность этих выборов в целом была поставлена под вопрос, когда не была предоставлена возможность голосовать трем миллионам граждан Украины, которые проживают в РФ".
Комментируя результаты голосования, большинство экспертов и политологов сходятся во мнении о том, что эта победа стала не столько заслугой самого кандидата, кстати, не представившего украинскому обществу четкую и убедительную программу действий, сколько результатом массового недовольства деятельностью Петра Порошенко на посту главы государства. Иными словами, голосование во втором туре президентских выборов носило ярко выраженный протестный характер.
Теперь же, когда выборы позади, неизбежно встает вопрос: а что дальше? Причем для России, вопреки мнению довольно большого числа комментаторов, этот вопрос имеет отнюдь не риторическое значение. И дело тут не только и не столько в исторических связях между двумя народами, сколько в чисто прагматическом интересе: а как там дела у соседа?
Противоречивые высказывания
Остроте вопроса о том, какие шаги станет предпринимать Зеленский на посту главы государства, во многом способствовали те противоречивые заявления, которые он делал во время предвыборной кампании. И если с продолжением курса на сближение с Евросоюзом все понятно, то уже с евроатлантической интеграцией полной ясности нет: вроде бы сам Зеленский ее поддерживает, но в то же время говорит о необходимости проведения общенародного референдума по данной проблеме, то есть оставляет поле для маневра.
А уж в вопросах, которые так или иначе имеют отношение к России, в предвыборных высказываниях Зеленского и царила полная сумятица: он то высказывался за безусловное сохранение "нормандского формата" и выражал готовность к двусторонним переговорам с РФ, то высказывался против предоставления Донбассу особого статуса и за привлечение к переговорам США и Великобритании, хотя и то, и другое не вписывается в "нормандский формат" и не соответствует минским соглашениям. Называл жителей ДНР и ЛНР то повстанцами, что категорически не соответствует украинскому политическому дискурсу, то сепаратистами и бандитами - в полном соответствии с принятым на современной Украине политическим лексиконом.
Кстати, и о лексиконе, вернее говоря, о языке: тут Зеленский тоже не был до конца понятным. С одной стороны, он полностью поддерживал защиту украинского языка как государственного и заявлял: "Следующее поколение все будет говорить на украинском". С другой, призывал "не давить" русский язык и дать людям возможность "на законном основании" говорить по-русски.
Некоторые эксперты объясняют подобный разнобой в высказываниях тем, что Зеленский в политике новичок и пока не имеет четко сформированных взглядов и убеждений. Однако более реалистичным выглядит иное объяснение: в ходе предвыборной кампании кандидат сознательно обходил острые углы, предпочитал размытые формулировки, чтобы понравиться, так сказать, и нашим, и вашим. Теперь же ему предстоит определиться.
Естественные ограничители
В ходе предвыборной кампании Зеленский-кандидат, естественно, обещал, что будет ориентироваться исключительно на мнение народа. Однако реализовать это благое намерение на практике Зеленскому-президенту может помешать целый ряд естественных ограничителей.
Прежде всего не стоит забывать, что по конституции Украина является парламентско-президентской республикой. Это означает, что функции главы государства там существенно уже, чем, например, в России, США или Франции. Украинский президент может самостоятельно сменить руководство Совета национальной безопасности и обороны, а также вооруженных сил, но к назначению премьер-министра и формированию правительства отношения почти не имеет - это прерогатива парламента. Глава государства может самостоятельно вносить в парламент кандидатуры лишь двух министров - обороны и иностранных дел. Глава Службы безопасности, генеральный прокурор, глава Национального банка, губернаторы - все эти назначения президент также должен согласовывать с парламентом или правительством.
Таким образом, действия Зеленского на посту главы государства очень во многом будут определяться составом Верховной рады. Полномочия депутатов нынешнего созыва парламента истекают в конце ноября. У нынешнего президента есть две возможности: либо до конца мая найти формальный повод для роспуска Верховной рады и проведения досрочных выборов, либо дожидаться очередных выборов, назначенных на 27 октября. И за эти шесть месяцев каким-то образом договариваться с нынешним депутатским корпусом и одновременно вести форсированную подготовку к парламентским выборам в надежде сформировать в следующем созыве Верховной рады собственное большинство.
Учитывая, что среди депутатов нынешнего созыва, независимо от их партийной принадлежности, сложился консенсус по вопросам отношений с Россией и общий тон в парламенте задает условная межфракционная "партия войны", не стоит ожидать, что Зеленскому в первые месяцы работы удастся организовать перемены во внешней и основных аспектах внутренней политики. Наоборот, можно предположить, что депутаты постараются осложнить его работу, приняв, например, закон о защите украинского языка, который по факту является законом о полном устранении из общественной жизни языков национальных меньшинств, прежде всего русского.
Примечательно, что похожий закон стал одним из первых актов, принятых Верховной радой вскоре после государственного переворота в феврале 2014 года, однако тогда его под давлением европейских партнеров пришлось отменить. Теперь европейцы тоже не в восторге, но украинские депутаты на их мнение внимания уже не обращают. А если они игнорируют тех, кто дает деньги, то уж с мнением президента, не имеющего собственной фракции, и вовсе считаться не станут.
Макрон с украинским акцентом
В ситуации, в которой оказался Зеленский, можно усмотреть некоторые параллели с избранием в своем время на пост главы французского государства Эмманюэля Макрона. Правда, тот, в отличие от Зеленского, не был совсем уж абсолютным новичком в политике, однако победил именно как несистемный кандидат, сумевший на волне общественного запроса на обновление в короткий срок сформировать собственную партию и заручиться негласной поддержкой влиятельных финансовых структур.
Зеленский и сам, похоже, не прочь поиграть на подобном сравнении. Неслучайно он в ходе предвыборной кампании договорился о встрече с Макроном: благодаря ей Зеленский не только смог продемонстрировать, что его поддерживают в Париже, но и послать украинскому политическому классу сигнал - вот, мол, с кого я беру пример и как буду действовать.
Проблема, однако в том, что даже несистемный политик Макрон, победивший на выборах главы государства и месяц спустя добившийся абсолютного большинства в парламенте по итогам выборов, очень быстро столкнулся с заметным падением рейтингов, когда стал принимать непопулярные экономические меры. А через полтора года после избрания оказался лицом к лицу с "желтыми жилетами" - мощнейшим выражением общественного недовольства.
Украина - не Франция, и Зеленский может столкнуться с серьезными проблемами еще быстрее. Хотя в ходе предвыборной кампании он и называл себя "простым человеком, который пришел сломать систему", однако фактически с первых дней оказался частью этой системы, а рискует стать ее заложником.
Понятно, что в силу особенностей государственного и политического устройства Украины ждать от Зеленского каких-либо серьезных перемен в ближайшие месяцы не приходится. Перемены могут произойти лишь после парламентских выборов, будь то очередных или досрочных. Если на этих выборах победят умеренные силы, представляющие интересы русскоязычного населения, то есть условная "партия мира", то появится шанс на нормализацию отношений между Киевом и Москвой. Если же, как и сейчас, верх возьмут националисты из условной "партии войны", то никаких перемен к лучшему ждать не приходится.
А пока в Москве предпочитают не спешить с поздравлениями в адрес Зеленского и не гадать о будущем, а подождать конкретных дел. "Пока преждевременно говорить о поздравлениях президента Путина господину Зеленскому, а также о возможности совместно работать. Потому что нужно судить по конкретным делам, по конкретным шагам", - подчеркнул официальный представитель российского лидера.
Андрей Низамутдинов