Кандидат на пост главы Пентагона считает ядерные силы лучшим способом сдерживать Россию
При этом Марк Эспер заявил, что продление СНВ-3 вписывается в новую архитектуру контроля над вооружениями
ВАШИНГТОН, 16 июля. /ТАСС/. Боеспособные обычные и ядерные силы США и их союзников являются одним из самых эффективных средств сдерживания "российской агрессии". Соответствующую позицию изложил во вторник выдвинутый президентом Дональдом Трампом на пост министра обороны США Марк Эспер.
"На мой взгляд, поддержание боеспособных обычных и ядерных сил [США], совместно с нашими союзниками, является одним из наиболее эффективных факторов сдерживания российской агрессии", - утверждал Эспер в письменных ответах на вопросы законодателей, распространенных перед началом слушаний, посвященных рассмотрению его кандидатуры, в комитете по делам ВС Сената Конгресса США. "Именно сочетание всей нашей деятельности в Европе - совместно с нашими союзниками - позволяет нам эффективно сдерживать российскую агрессию", - полагает он.
Кандидат на пост главы Пентагона утверждал, что "усилия Министерства обороны [США] до настоящего времени еще не достигли существенного изменения в поведении" российских властей. Москва, по его версии, "продолжает оказывать пагубное влияние в зоне ответственности Европейского командования (ЮКОМ) американских ВС и во всем мире, о чем свидетельствуют действия России на Украине, в Сирии и Венесуэле". Как утверждал Эспер, США "в рамках общеправительственных усилий продолжат противодействовать злонамеренному влиянию" Москвы.
Он считает, что "деятельность Министерства обороны против России в информационном пространстве должна быть направлена на наращивание потенциала союзников и партнеров [США] по распознаванию, противодействию и борьбе с российской дезинформацией". "Насколько это возможно, наши усилия должны быть направлены на разоблачение и определение злонамеренных действий России и на то, чтобы подчеркнуть, что Россия является ненадежным субъектом, который намеренно дестабилизировал обстановку в плане безопасности в поддержку своих политических целей", - утверждал Эспер.
Продление СНВ-3
Администрация США считает, что продление российско-американского Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) потенциально вписывается в формирующуюся новую архитектуру контроля над вооружениями, добавил Эспер
"Продление ДСНВ может потенциально вписаться в новые рамки контроля над вооружениями, если в сухом остатке приведет к укреплению безопасности Соединенных Штатов, наших союзников и партнеров", - заявляет Эспер.
При этом Эспер отмечает, что Пентагон обеспокоен двумя факторами. Во-первых, ДСНВ "не охватывает совершенствующийся и увеличивающийся арсенал нестратегических ядерных вооружений России". Во-вторых, утверждает он, Россия неадекватно соблюдает "многочисленные договоры и соглашения". "Насколько я понимаю, президент [США Дональд Трамп] поручил своей команде, занимающейся вопросами национальной безопасности, поразмышлять более широко о контроле над вооружениями - в плане как охватываемых систем, так и участвующих стран, в том числе о необходимости ограничить быстрорастущий китайский ядерный потенциал. Если моя кандидатура будет утверждена [Сенатом Конгресса], то я стану поддерживать этот процесс", - добавляет Эспер.
Кроме того, он выражает мнение, что "две из пяти систем" вооружений, разработанных в последние годы Россией, подпадают под действие ДСНВ. Под пятью системами Эспер имел в виду ракетные комплексы "Кинжал", "Сармат" и "Авангард", океанскую многоцелевую систему "Посейдон" и крылатую ракету с ядерным двигателем "Буревестник". Ранее Госдепартамент США называл комплексы "Сармат" и "Авангард" подпадающими под действие ДСНВ.
"Другие три [системы] не подпадают ни под какие текущие определения ДСНВ. Однако они соответствуют нашим критериям "новых видов стратегических наступательных вооружений". Они являются ядерными и стратегическими по дальности. Считаю, что нам следует добиваться [выработки] с Россией более широкого соглашения, которые бы охватывало большее число ядерных вооружений наряду с межконтинентальными баллистическими ракетами, баллистическими ракетами подводных лодок и бомбардировщиками, способными нести ядерные боезаряды", - указывает Эспер.
"Россия модернизирует и расширяет <...> арсенал, состоящий из примерно 2 тыс. единиц нестратегических ядерных вооружений, которые могут быть развернуты на кораблях и подводных лодках, самолетах, вместе с сухопутными войсками, а также на перехватчиках [систем] ПВО и ПРО. Никакие эти вооружения не ограничиваются никаким договором в области контроля над вооружениями. Полагаю, что пришло время включить весь ядерный арсенал России в новое соглашение в сфере контроля над вооружениями", - говорится в ответах Эспера.
"К сожалению, Россия отвергала прежние усилия США, нацеленные на сокращение нестратегического ядерного оружия, - добавляет претендент на пост главы Пентагона. - Тем не менее я помню, что Сенат включил в свою резолюцию о ратификации ДСНВ требование о том, чтобы будущие договоры охватывали нестратегические ядерные вооружения России".
Нестратегические системы
Наконец, Эспер, как уже множество раз делали другие должностные лица США, высказывается за то, чтобы договоренности Москвы и Вашингтона распространялись и на российское тактическое ядерное оружие (ТЯО). При этом сами США даже не хотят вести переговоры о перспективах возвращения собственного ТЯО из Европы на американскую территорию.
Выход из ДРСМД
Эспер рассказал о намерениях США совершенствовать свои системы противовоздушной и противоракетной обороны в связи с ожидающимся уходом в прошлое российско-американского Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) от 1987 года.
"Нам, безусловно, надо подготовить наши системы противовоздушной обороны для того, чтобы поражать эти ракеты промежуточной дальности. Сухопутные войска [США] над этим работают. Знаю, что и другие виды вооруженных сил [США] занимаются этим", - заявил Эспер.
"А другая сторона [медали] заключается в том, что нам надо разработать собственные обычные ракеты средней и меньшей дальности, чтобы иметь дело не только с Россией, но и Китаем", - подчеркнул претендент на должность главы Пентагона.
США со 2 февраля приостановили выполнение своих обязательств в рамках ДРСМД. Американская администрация также пригрозила, что Вашингтон через 6 месяцев выйдет из ДРСМД, если Москва не выполнит определенные требования, якобы касающиеся этого договора. США настаивают прежде всего на том, чтобы Россия уничтожила свою крылатую ракету наземного базирования 9М729, дальность которой, по утверждению Вашингтона, превышает установленную договором. В связи с решениями американского правительства Россия тоже приостановила участие в ДРСМД.