ВЕНА, 27 сентября. /Корр. ИТАР-ТАСС Михаил Щербаков/. Очередной, уже 11-й за два года, раунд переговоров экспертов Международного агентства по атомной энергии / МАГАТЭ/ с представителями Ирана пройдет 27 сентября в австрийской столице. Пока сторонам не удалось согласовать двухстраничный документ о допуске международных специалистов на ядерные объекты для определения возможной военной составляющей проводимых Тегераном исследований.
На этот команду иранских дипломатов за столом переговоров возглавит представитель при международных организациях в Вене Реза Наджафи, который был назначен на данную должность новым президентом страны Хасаном Роухани. Дипломатические источники ИТАР-ТАСС, в целом сдержанно оценивая перспективы консультаций, отмечают, что тон венской встречи во многом будет зависеть от итогов переговоров на министерском уровне между Ираном и "шестеркой" стран-посредников /пять постоянных членов СБ ООН и Германия/ в Нью-Йорке.
"Если там все пройдет нормально, то есть шансы, что в Вене могут быть согласованы сроки начала субстантивных переговоров по предполагаемому военному измерению", - сообщил источник, близкий к МАГАТЭ. При этом он считает, что прорывных решений добиться на этих переговорах не удастся.
"Главная договоренность, которая на этой встрече может быть достигнута - определение сроков следующих консультаций, которые могут состояться в течение двух-трех недель, - уточнил собеседник агентства. - На них уже может быть предложено что-то определенное".
По его словам, "нью-йоркская министерская встреча должна дать импульс, а переговоры в Вене станут ознакомительной встречей после частичной смены команд". "Если Иран и МАГАТЭ договорятся о сроках - значит, импульс был воспринят и открывается новая возможность для переговоров", - сказал он.
Документ, определяющий порядок допуска инспекторов на ядерные объекты для последующей постановки их под гарантии МАГАТЭ, стороны пытаются согласовать уже два года. До последнего времени оставались разногласия по нескольким вопросам, в том числе по условиям допуска на объект Парчин, а также по порядку принятия документа агентством. В частности, Тегеран настаивал на том, что с его принятием и снятием проблемных вопросов иранское "ядерной досье" должно быть полностью закрыто.
Рассчитывая на то, что после президентских выборов власти Исламской Республики будут более открыты для диалога, руководство агентства пошло на беспрецедентный для себя шаг - опубликовало суть своих претензий к Ирану и свою переговорную позицию. Так, МАГАТЭ хотело зарезервировать за собой право возвращаться к уже рассмотренным спорным вопросам, проводить проверки без уведомления и в любое время, обращаться к любой информации, документации, объектам и ядерным материалам на свое усмотрение в целях обеспечения контрольной деятельности.