24 ноября 2013, 06:20

Лавров: в соглашении Ирана и "шестерки" никто не проиграл

Архив EPA/ OLIVIER HOSLET
Договоренность позволит ослабить односторонние санкции США и ЕС, отметил глава МИД РФ

ЖЕНЕВА, 24 ноября. /ИТАР-ТАСС/. Иран и "шестерка" завершили переговоры, достигнута договоренность. Об этом заявил журналистам глава МИД РФ Сергей Лавров. "Завершились очень тяжелые и длительные переговоры по иранской ядерной программе, достигнута договоренность, которой венчаются многолетние контакты, в ходе которых были взлеты и падения", - сказал Лавров. В соглашении Иран-"шестерка" никто не проиграл, все остались в выигрыше, отметил глава МИД РФ.

Право на обогащение

"Шестерка" согласилась признать право Ирана на обогащение.

"Достигнута договоренность, суть которой базируется на концепции, выдвинутой в свое время президентом РФ и закрепленной в нашей внешнеполитической концепции, - сказал Лавров. - Договоренность означает, что мы согласны с необходимостью признать право Ирана на мирный атом, включая право на обогащение при понимании, что все вопросы, которые к иранской ядерной программе сохраняются, будут закрыты и вся программа будет поставлена под строжайший контроль МАГАТЭ. Это конечная цель, но она уже зафиксирована в сегодняшнем документе".

МАГАТЭ усилит контроль

МАГАТЭ существенно расширяет возможности контролировать ядерную программу Ирана, заявил глава МИД РФ. "Иран согласился на целый ряд дополнительных мер, помимо тех, которые сейчас принимает агентство. Так что думаю, это в конечном итоге выигрыш для всех". По словам Лаврова, "мы существенно снимем те вопросы, которые возникали у многих стран в отношении того, нет ли рисков для распространения ОМУ в иранской ядерной программе".

Глава МИД РФ уверен, что Иран будет добросовестно сотрудничать с МАГАТЭ. "Теперь будет очень сложно избегать тех фактов, которые мы готовы устанавливать, и у нас есть полная уверенность, что Иран будет добросовестно сотрудничать с МАГАТЭ, - отметил министр. - Мы укрепим очень серьезно доверие в результате реализации этой договоренности, доверие, которого так часто не хватало, которое порождало дополнительные ненужные трения в регионе, на Ближнем Востоке, в регионе Персидского залива".

"Мы считаем, что этот шаг позволит создать дополнительные предпосылки для продвижения той цели, которая была поставлена мировым сообществом в 2010 году - а именно, созыв конференций по созданию на Ближнем Востоке зоны свободной от ОМУ", - подчеркнул глава МИД РФ. 

Иран на шесть месяцев заморозит ядерную программу

"Шестерка" и Иран в течение шести месяцев будут вести интенсивные переговоры для достижения окончательной договоренности, сообщил министр.

"В течение этих шести месяцев будет не просто соблюдаться статус-кво, условлено, что этот период будет посвящен продолжению интенсивных переговоров, чтобы достичь окончательной договоренности о тех параметрах, которые будут требоваться Ирану для мирной ядерной деятельности, для производства топлива, для атомных электростанций, для ядерных исследовательских реакторов, которые производят изотопы для медицинских и прочих гуманитарных целей", - пояснил российский министр.

Иран на шесть месяцев заморозит всю ядерную программу, приостановит сооружение реактора в Араке.

Лавров о санкциях против Ирана

Сергей Лавров считает, что ослаблять нажим на Иран нужно с устранения односторонних санкций. По словам министра, договоренность между Ираном и "шестеркой" "призвана укрепить доверие и позволит нашим партнерам из США и ЕС ослабить то санкционное давление, которое они вели в отношении Ирана, приняв одностороннее решение за рамками решений СБ ООН". "Мы эти односторонние санкции не признавали и наверное правильно, что ослаблять нажим на Иран нужно с устранения односторонних санкций", - подчеркнул он.

Дипломатический марафон в Женеве

Заключенное соглашение стало результатом переговоров, которые продлились более 10 лет и иногда прерывались более чем на год. Заключительной точкой стал настоящий дипломатический марафон, начавшийся в Женеве в среду и закончившийся в воскресенье далеко за полночь.

Переговоры группы "шести" с Ираном в Женеве: досье