ЛОНДОН, 24 января. /Корр. ИТАР-ТАСС Роман Подервянский/. Экс-сотрудник спецслужб США Эдвард Сноуден назвал свое возвращение на родину желанным, однако невозможным с учетом американского законодательства об осведомителях. Отвечая на вопросы интернет-пользователей, он подчеркнул, что не может рассчитывать на справедливый суд в своей стране.
"Возвращение в США, я думаю, лучшее решение для правительства, общества и меня самого, но, к сожалению, это невозможно в условиях нынешнего законодательства о защите разоблачителей злоупотреблений, которое из-за недоработки не охватывает подрядчиков нацбезопасности вроде меня", - отметил он.
О недостатках системы нацбезопасности США
Во время онлайн-конференции Сноудену также задали вопрос, насколько большим, по его мнению, должен быть аппарат нацбезопасности США с учетом того, что "некоторый шпионаж, конечно, необходим". Он ответил, что "не весь шпионаж плох". Но, по оценке Сноудена, "крупнейшая текущая проблема - новая техника невыборочного массового наблюдения".
"Это делается не потому, что это нужно, а потому, что новые технологии делают это легким и дешевым, - отметил он. - Считаю, что человек должен иметь возможность набрать номер, сделать покупку, отправить SMS-сообщение, написать сообщение электронной почты или посетить веб-сайт без необходимости думать, как это будет выглядеть в регистре". "Особенно когда сейчас у нас есть суды, доклады федерального правительства (США) и даже заявления из конгресса, разъясняющие, что эти программы не обеспечили нам какую-либо большую безопасность, нам нужно дать таким программам отпор, - добавил Сноуден. - Это глобальная проблема, США должны ликвидировать ее".
Об уроне, который нанес американцам массовый шпионаж
Экс-сотрудник АНБ также высказал уверенность в том, что США способны оправиться от урона, нанесенного американцам массовым шпионажем со стороны АНБ. {article_photo:886941:'СМИ: АНБ установило шпионские программы на 100 тыс. компьютеров по всему миру':'left':'50'}"Что делает нашу страну сильной - это наша система ценностей, а не срез структуры наших агентств или рамок наших законов, - отметил Сноуден. - Мы можем исправить законы, ограничить охват агентств и привлечь высокопоставленных официальных лиц к ответственности за программы, которые нарушают наши свободы".
Отвечая на вопрос о том, работает ли шифрование сообщений на фоне возросшей активности электронных разведок, Сноуден заметил, что эта мера не лишена смысла, однако следует заботиться о безопасности самих исходных данных.
{article_photo:909996:'Сноуден знает о существовании угроз его жизни, но не намерен "поддаваться запугиванию"':'right':'25'}О необходимости ограничения шпионажа
"Мы должны сотрудничать с целью согласования разумной международной нормы для ограничения шпионажа. Никто не должен проводить хакерские атаки на жизненно важную инфраструктуру, такую как госпитали и электростанции; это может быть признано международным правом", - уверен Сноуден.
"Вдобавок мы должны признать, что национальные законы не решат проблему неизбирательной слежки. Запрет в Бурунди не остановит шпионов в Гренландии, - подчеркнул он. - Нам нужен глобальный форум и глобальное финансирование, направленные на развитие стандартов безопасности, которые обеспечат наше право на частную жизнь не через закон, а через науку и технологию".
Дело Эдварда Сноудена
30-летний Сноуден, передавший в СМИ сведения о ведущейся спецслужбами США глобальной программе слежки, в июне прошлого года бежал из США в Гонконг. Откуда он вылетел в Москву, чтобы направиться из российской столицы в другое государство, которое предоставило бы ему убежище. Но Сноуден так никуда и не улетел. 1 августа экс-сотрудник АНБ получил временное убежище в РФ, проведя перед этим больше месяца в транзитной зоне аэропорта Шереметьево.
На родине Сноудену инкриминируется нарушение двух статей закона США о шпионаже от 1917 года - несанкционированное разглашение секретной информации, затрагивающей национальную оборону, и умышленная передача данных американской разведки лицам, не имеющим права на получение таких сведений. Кроме того, ему вменяется в вину кража собственности правительства США. По каждому из пунктов обвинения ему грозит до десяти лет тюремного заключения.