1 февраля 2014, 14:26

Посредники начали подготовку ко второму раунду переговоров "Женевы-2"

Мюнхенская конференция по безопасности. AP Photo/ Frank Augstein
Мюнхенская конференция по безопасности
Дипломатические контакты, связанные с решением сирийского конфликта, продолжаются в Мюнхене

ЖЕНЕВА/МЮНХЕН, 1 февраля. /Корр.ИТАР-ТАСС Илья Дмитрячев, Юлия Семенова/ Тема межсирийских переговоров, начавшихся в январе в швейцарском городе Монтре и продолжившихся затем в Женеве, звучит и в повестке дня Мюнхенской конференции по безопасности. Основные посредники – глава МИД РФ Сергей Лавров, госсекретарь США Джон Керри, генсек ООН Пан Ги Мун и совместный спецпосланник ООН и ЛАГ по Сирии Лахдар Брахими начали подготовку ко второму раунду переговоров, получивших название «Женева-2».

Первый раунд межсирийских переговоров завершился 31 января в Женеве без какого-то ощутимого результата. Начало второго раунда назначено на 10 февраля. И бесспорно, что ближайшие полторы недели можно будет наблюдать новый всплеск международной активности на сирийском направлении. От этих консультаций зависит – с чем стороны конфликта вернутся в Женеву. На этот раз факт начала переговоров уже не будет сам по себе успехом, как во время первого раунда. От сторон будут ждать хоть каких-то решений. Решений, в которых отчаянно нуждается население Сирии.

Что ждут от посредников

Лахдар Брахими уверен, что Москва и Вашингтон могут действовать активнее. "Я нахожусь в контакте с русскими, с американцами и с другими, - отметил Брахими. - У американцев есть контакты с оппозицией, у русских - с правительством, а отношения между Россией и США хорошие. Так что они все говорят друг с другом и используют свои способности к убеждению, которые больше, чем мои собственные способности убеждать". Вес международных посредников понимает не только дипломат.

Так, глава НКОРС Ахмед аль-Джарба уже на следующей неделе, 4 февраля, едет в Москву, чтобы встретиться с главой МИД России Сергеем Лавровым. А в эти дни в Мюнхене у него запланирована встреча с госсекретарем США Джоном Керри.

Одна из важных задач, которые теперь необходимо решить, - сбалансировать переговоры, добиться того, чтобы делегация оппонентов правительства была более представительной, включала в себя не только внешнюю, но и внутреннюю оппозицию. "Наши собеседники в полном отрыве от событий в Сирии. И по-другому не бывает, если вы живете не в стране, а пятизвездочных отелях за границей", - посетовал по итоговой пресс-конференции глава МИД САР Валид Муаллем.

Какие вопросы не удалось решить в ходе первого раунда

За восемь дней дискуссий между делегациями правительства САР и Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС), представлявшей противников действующей власти, стороны не смогли объявить ни об одной договоренности, не пришли к согласию ни по одному из обсуждавшихся вопросов. И хотя отчасти это было ожидаемо, разочарование многих людей понять можно. Особенно на фоне ужасающей гуманитарной ситуации в Сирии.

"Это скромное начало, но это начало... Лед рушится медленно, но он рушится", - прокомментировал итоги раунда Брахими, признав, что от первой встречи "и не ожидал какого-то результата".

Основным камнем преткновения дискуссий, проводившихся во Дворце Наций, штаб-квартире европейского отделения ООН, стал вопрос о будущем президента Сирии Башара Асада. Представители оппозиции отказались даже предположить, что нынешний глава государства или кто-то из его приближенных может остаться у власти. Делегаты же официального Дамаска были не менее категоричны и от своей изначальной позиции не отступили ни на шаг. Они подчеркивали, что вовсе не дело обсуждать имя будущего президента за пределами самой Сирии или отдавать этот вопрос на откуп другим странам: решающее слово на выборах должен сказать сирийский народ.

Изначально в основу консультаций было положено Женевское коммюнике - документ, принятый 30 июня 2012 года по итогам первой конференции по Сирии. В документе международным сообществом сформулированы главные принципы урегулирования. Вот только с какой страницы читать это коммюнике, стороны на "Женеве-2" так и не решили. Правительственная делегация заявляла, что готова обсуждать "любые вопросы", но только пункт за пунктом. По сути, это означало сначала решить гуманитарные проблемы, побороть терроризм и только потом начать разговор о формировании указанного в коммюнике переходного управляющего органа. "Но это же естественно! - пояснила в беседе с корр. ИТАР-ТАСС советник президента САР Бусейна Шаабан. - Вот у меня в руках документ, как вы предлагаете мне его читать с конца, с середины или с самого начала? Так называемая оппозиция эту логику упорно отвергает".

В стане оппозиции придерживаются диаметрально противоположной позиции и считают, что любые попытки отложить обсуждение переходного правительства "на потом" в корне неверно. "Невозможно сделать ни шага без создания переходного правительства, которое бы обладало всеми полномочиями, - сказал представитель НКОРС Луай Сафи. - Нынешнее правительство неспособно, оно не имеет политической воли, чтобы воплощать пункты (Женевского коммюнике). Для этого нам нужно новое правительство со всей полнотой исполнительных функций, включая военные, в области безопасности и, конечно, политики", - подчеркнул он. Представители оппозиции считают, что любая другая последовательность действий - это "как поставить телегу перед лошадью". И поколебать подходы приехавших в Монтре и Женеву команд ничто и никто не смог.

Блокада Хомса и списки заключенных – вопросы без ответов

Пустой встреча оказалась и в гуманитарном аспекте. Заявления Брахими на пресс-конференции в самом начале консультаций о том, что женщины и дети смогут немедленно покинуть западный город Хомс, ставший ареной многомесячных боев, сразу стали новостью номер один в мировых СМИ. Точно также было подхвачено и второе сообщение о том, что, возможно, в центральную часть Хомса сможет войти гуманитарный конвой ООН, доставив людям первую за почти 2 года помощь - еду для 2,5 тыс. человек, лекарства, детское продовольствие и одежду, вакцины от полиомиелита, вспышка которого была зафиксирована в Сирии в прошлом году.

Один день переговоров сменял другой, а никаких подвижек по Хомсу не было. Брахими пытался объяснить, что на самом деле все консультации по этому вопросу ведутся вовсе не в Женеве, а на месте событий при координации с ООН. Журналисты поначалу все же пытались получить комментарии от членов обеих делегаций, но постепенно пришло осознание тщетности этих попыток. Расхолаживали и комментарии официальных представителей ООН, сводившиеся к следующему: "Конвой стоит на месте. Мы ждем "зеленого света". Но его пока нет". Ушла в песок и проявившаяся было тема о списках заключенных и похищенных людей. Представители обеих сторон признали, что готовы ими обменяться, были даже черновые варианты. Но в итоге этого не произошло. А при попытке обсудить политику стороны опять упирались в то же самое коммюнике, и разговор сходил на нет.