ЖЕНЕВА, 11 февраля. /Корр. ИТАР-ТАСС Илья Дмитрячев, Юлия Семенова/. Совместный спецпредставитель ООН и ЛАГ по Сирии Лахдар Брахими продолжит консультации с делегациями сирийского правительства и оппозиции в рамках стартовавшего накануне второго раунда женевских переговоров.
Как сообщил ИТАР-ТАСС информированный дипломатический источник, эмиссар международного сообщества "предпримет все усилия, чтобы в последующие дни стороны вышли на совместное заявление". "В документе должна быть подтверждена приверженность суверенитету Сирии, территориальной целостности страны, приверженность борьбе с терроризмом и полному выполнению Женевского коммюнике", - рассказал собеседник агентства.
В этот раз Брахими принял решение изменить подход к проведению консультаций. Запланировано больше отдельных встреч с делегациями, а совместные заседания будут созываться тогда, когда у команд от правительства и оппозиции наметятся точки соприкосновения. Спецпредставитель отменил накануне и традиционный брифинг по итогам переговорного дня. Как отметили в отделении ООН, "процесс крайне чувствительный, и главное сейчас - не навредить".
Первые заявления делегаций показали, что пока явных точек соприкосновения все же нет. Представители оппозиции начали раунд с нападок на действующее правительство. "На отдельной встрече с Брахими мы обсудили два вопроса: о переходном процессе и ситуации в Сирии, - рассказал журналистам представитель Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС) Луай Сафи. - Мы представили свое видение, свои принципы и сказали Брахими, что режим должен прекратить насилие". Оппозиционер обвинил Дамаск в том, что предыдущий раунд закончился безрезультатно, потому что правительственная делегация "заняла неконструктивную позицию, предпочитая обсуждать лишенные важности вопросы". Сафи отверг также обвинения в том, что боевики обстреляли гуманитарный конвой в Хомсе. По его словам, "к этому причастны проправительственные группировки".
Первый заместитель министра иностранных дел САР Фейсал Мекдад, в свою очередь, считает крайне неконструктивной позицию как раз Нацкоалиции, которая настаивает на том, что "разговор нужно начать с обсуждения переходного правительственного органа"."Сначала необходимо положить конец насилию и идти пункт за пунктом в обсуждении Женевского коммюнике, и начинать нужно с терроризма", - сказал Мекдад.
Диписточник, близкий к переговорам, рассказал в беседе с ИТАР-ТАСС, что сейчас, действительно, вырисовывается не обнадеживающая картина. "Получается, что во время первого раунда стороны выпустили пар, пообвиняли друг друга во всех грехах, - отметил собеседник. - Затем они получили задание вернуться с новыми инициативами и конструктивным настроем, но приехали с тем же, хотя и заявляют, что еще будет время высказаться".
То, что стороны не изменили позиции по ключевым вопросам и не представят принципиально новых идей по выполнению Женевского коммюнике, стало понятно уже накануне. Вопреки призывам Брахими и некоторых представителей международного сообщества расширить делегацию оппозиции за счет других групп, в частности Национального координационного комитета (НКК), курдской Партии демократического союза, Народного фронта за освобождение и перемены, способных заявить об иных подходах, этого так и не произошло.
У российских дипломатов этот факт вызвал сожаление. "И в Женевском коммюнике, и в российско-американском заявлении от 7 мая 2013 года говорится, что оппозиционная делегация на международной конференции по Сирии должна представлять самый широкий спектр умеренных оппозиционных сил, - подчеркнул в интервью ИТАР-ТАСС постпред РФ в Женеве Алексей Бородавкин. - Добиться этой цели не удалось. На "Женеву-2" приехала делегация, которая представляет часть входящих в Национальную коалицию оппозиционных и революционных сил политических партий и группировок". "Ожидания у нас (от раунда) реалистические, - продолжил дипломат. - Понятно, что все мы ждем от переговоров конкретных результатов, но при этом надо учитывать, что между делегациями по-прежнему существует глубокое недоверие и разногласия по целому ряду важных вопросов".
Единственное изменение в составе делегации от оппозиции заключается в том, что на нынешний раунд приехал не один представитель так называемой Сирийской свободной армии, принимающий участие в боевых действиях, а несколько - трое человек, к которым позже могут присоединиться новые делегаты. Они предпочитают не общаться с прессой, и, по сути, никаких заявлений с чьей-либо стороны касательно их участия пока никто не слышал.
В условиях, когда процесс приобретает столь неспешный характер, все более очевидной становится необходимость какого-то иного формата дискуссий. Так, спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку, заместитель министра иностранных дел Михаил Богданов заявил накануне о новой инициативе Москвы, согласно которой в рамках "Женевы-2" предлагается организовать встречу в формате "РФ, США, ООН плюс сирийские делегации". "Российская дипломатия подходит максимально креативно к организации договорного процесса и выдвигает идею проведения встречи спецпредставителя ООН и ЛАГ Лахдара Брахими с представителями РФ, США и сирийскими делегациями, либо по отдельности /с правительством и оппозицией), либо совместно", - сказал Богданов.
Не исключено, что реалистичность таких консультаций будет обсуждаться 14 февраля на встрече прибывающих в Женеву замглавы МИД РФ Геннадия Гатилова и замгоссекретаря США по политическим делам Уэнди Шерман с Лахдаром Брахими.
Пока же процесс в Женеве, по оценкам диписточников, "нужных результатов не дает". "Необходимо что-то менять, теперь это совершенно ясно", - сказал информированный собеседник агентства.