ТАСС, 4 октября. Президент Сирийской Арабской Республики (САР) Башар Асад заявил, что Дамаск не будет на встрече Конституционного комитета в Женеве вести переговоры о вопросах, касающихся стабильности Сирии.
"По поводу того, что происходит на переговорах. В них участвует сторона, которую поддерживает сирийское правительство, поскольку она выражает его точку зрения. Есть и другая, не сирийская сторона, состав которой определили турки. Турция и те, кто за ней стоит, включая США и их союзников, не заинтересованы в продуктивной работе Конституционного комитета", - сказал он в интервью "Звезде", опубликованном на сайте телеканала.
"Выдвигаемые ими требования ведут к ослаблению и распаду государства. Собственно, это и происходит во многих других регионах и странах, которым США навязывают конституции, ведущие к смуте и хаосу, а не к стабильности. Мы не приемлем такой подход. Мы не будем вести переговоры о вопросах, касающихся стабильности Сирии", - указал президент.
По словам Асада, для того, чтобы переговоры достигли результата, все их участники должны понимать, чего хочет сирийский народ, со всеми его составными группами и многообразными политическими убеждениями. "Полагаю, что следующие раунды переговоров прольют больше света на эти вопросы. Диалог, ведомый самими сирийцами, будет успешным, однако, в случае вмешательства в него извне, он будет обречен на провал", - подчеркнул сирийский президент.
"Давайте будем откровенны. Когда, к примеру, вы говорите об "оппозиции" - а у вас в стране она есть - то представляете себе патриотов, являющихся частью российского народа. Если вы как гражданка своей страны понимаете, что эта группа людей или этот конкретный человек связаны с иностранными спецслужбами, вы уже не станете именовать их "оппозицией". По моему мнению, оппозиция должна быть патриотичной", - добавил он.
Асад также подчеркнул, что Россия и Иран играют важную роль в этих переговорах и прилагают усилия с целью достижения пусть даже частичного прогресса, однако это длительный и сложный процесс.
Встреча Конституционного комитета
Ранее в сентябре спецпосланник генсека по Сирии Гейр Педерсен заявил на заседании Совета Безопасности ООН, что следующая встреча Конституционного комитета Сирии запланирована на начало октября, однако ее повестка еще не согласована.
Конституционный комитет Сирии был сформирован в соответствии с резолюцией, принятой в январе 2018 года в Сочи Конгрессом сирийского национального диалога. В него вошли 150 человек (по 50 делегатов от Дамаска, оппозиции и гражданского общества). Первое заседание комитета состоялось в Женеве 30 октября прошлого года. Созданная им редакционная группа провела в ноябре две сессии. Вторая сессия завершилась 29 ноября безрезультатно, так как не удалось согласовать повестку работы.
Объединение российских и сирийских наработок в борьбе с терроризмом
Сирия в ходе войны последних лет столкнулась с нетрадиционным вариантом ведения боевых действий, которые напоминают конфликт в Чечне, заявил Башар Асад. "Несомненно, российская армия имеет разнообразный опыт. Так, во время Второй мировой войны она получила большой навык "классических" боевых действий, а в Чечне - "нетрадиционной" войны, которая была похожа на то, с чем столкнулись мы. Там тоже оказывалась поддержка извне с целью ослабить Россию, может быть, даже добиться ее разделения, тоже действовали разнообразные террористические группировки, в том числе спящие ячейки", - сказал Асад, отвечая на вопрос о взаимодействии вооруженных сил России и Сирии в последние годы.
Он отметил, что объединение российских и сирийских наработок в борьбе с терроризмом имело большое значение. "Необходимо также учитывать, что за прошедшие пять лет террористы изменили свою тактику. Поэтому и нам, и вам было какие уроки извлечь в плане борьбы с ними. <...> До тех пор, пока с терроризмом не покончено, мы будем продолжать учиться. Каждая битва, которую мы вели, была не похожа на другие. Вне всяких сомнений, этот обмен опытом имел очень важное значение, особенно для Сирии", - добавил он.
Президент Сирии также согласился, что, за исключением разницы в масштабах, освобождение Алеппо можно сравнить с битвой за Сталинград во время Второй мировой войны. "Алеппо был в осаде более двух лет, большую часть этого времени это была полная блокада. Доставка в город продовольствия, предметов первой необходимости производилась под ударами террористов, не было никакой уверенности в успехе. В городе отсутствовало электричество, водоснабжение. Поэтому я полагаю, что предложенное сравнение корректно, во-первых, в плане стойкости народа. Когда вы говорите о Сталинграде, то прежде военных побед вы вспоминаете именно о непоколебимости людей", - указал Асад.
Он также отметил, что после Алеппо сирийская армия двигалась на запад, как и советские воины после Сталинграда. "Там расположен Идлиб, в направлении которого продолжится освобождение наших территорий. Конечно, значимость Алеппо как крупнейшего, наряду с Дамаском, города страны велика и в политическом, и в экономическом, и в военном смыслах. <...> По своим результатам битва за Алеппо была решающей, они изменила ход войны в Сирии. Полагаю, что после нее и военная, и политическая ситуация уже не будут прежними", - заключил Асад.
Победа над идеологией терроризма
Борьба с идеологией терроризма в Сирии займет много времени, заявил Асад. "Экстремистские и фанатичные идеи продвигались на протяжении 50 лет, начиная с 1960-х. Их появление и распространение по всему миру не было внезапным. Важную роль сыграло финансирование. Сотни миллиардов долларов были потрачены на их пропаганду, - сказал он. - Запад способствовал распространению этих идей еще со времен господства британцев, поддерживавших в начале ХХ века религиозный экстремизм, который впоследствии эволюционировал и развивался. Поэтому борьба с ним потребует времени".
"Война идеологическая сложнее традиционной. Требуется много времени для реабилитации новых поколений, приучения их к правильному, незашоренному мышлению", - добавил президент.
По словам Асада, терроризм угрожает Сирии с 1950-х годов, поэтому большинство сирийцев обречены жить рядом с терроризмом с самого рождения. "Несомненно, мы не перестаем думать о нем. Даже если мы победим его, мы должны осознавать, что он может вернуться, поскольку терроризм - это в первую очередь идеи, а не люди. До тех пор, пока Запад мечтает о возврате к своему империалистическому прошлому, о гегемонии, терроризм может возродиться в той или иной форме", - подчеркнул он.
Как отметил президент, для сирийцев речь идет в первую очередь о борьбе с террористическими идеями и только потом - непосредственно с их носителями. "Если эти идеи иссякнут, то у Запада и врагов Сирии не будет способов возродить их", - указал Асад.
Гражданская война в Сирии началась в 2011 году. В настоящее время официальные сирийские власти контролируют 70-90% территории страны (до начала операции российских ВКС по просьбе сирийского правительства в 2015 г. - 18%). В октябре 2019 года приступил к работе Конституционный комитет Сирии, призванный выработать новый основной закон страны либо внести изменения в действующую конституцию 2012 года.