Транспортные проблемы давно связывают жителей Москвы и Московской области. Они касаются как тех, кто каждый день добирается на работу в город и обратно, так и дачников, которые ездят на свои участки. Власти Подмосковья стараются решать эти проблемы. О том, как продвигается проект новой линии скоростного трамвая и почему скоро по "Стрелке" станет ездить еще удобнее, корреспонденту ТАСС рассказал заместитель председателя правительства Московской области Петр Иванов.
- Наверное, сейчас, после терактов в небе над Синаем и в Париже, безопасность пассажирских перевозок стала для вас главным направлением в работе.
- Естественно, сейчас вопросу безопасности уделяется особое внимание. По поручению губернатора Подмосковья Андрея Юрьевича Воробьева этим направлением работы сейчас мы занимаемся особенно тщательно. Вся работа проводится согласно рекомендациям Минтранса России и главного управления региональной безопасности Московской области.
Дополнительные меры безопасности предпринимаются как на автобусном, так и на железнодорожном транспорте по всей территории региона.
- После ввода в эксплуатацию станции метро "Котельники" многие жители Мытищ, Химок и Балашихи пристально следят за новостями, ожидая, что подземка рано или поздно придет и к ним. Как сейчас решается вопрос о продолжении московского метро в область?
- Решение о строительстве линий Московского метрополитена принимается правительством Москвы. По имеющейся в правительстве Московской области информации, в планах по развитию метро до 2020 года о продолжении веток в Мытищи или Балашиху речи, к сожалению, не идет.
- Грустно. Тогда давайте о хорошем. Как открытие метро изменило жизнь в Люберцах и Котельниках и правда ли, что Таганско-Краснопресненская линия метрополитена теперь "убита"?
- Метро "Котельники" существенно поменяло жизнь жителей южной части Подмосковья и прилегающих к метро территорий. Время в пути до метро сократилось на 15-30 минут. 35 автобусных маршрутов ГУП "Мострансавто" переведено от станций метро "Кузьминки" и "Выхино" до транспортно-пересадочного узла "Котельники", что существенно сократило время в пути.
Созданные к открытию станции перехватывающие парковки ежедневно заполнены практически на 90% - из 2,1 тыс. машино-мест постоянно заняты 1,8 тыс. На автобусах к метро "Котельники" ежедневно приезжают до 35 тыс. пассажиров. На вход в метро суточный пассажиропоток - до 40 тыс. человек.
Сейчас уже можно говорить о том, что схема движения транспорта в районе станции метро "Котельники" устоялась. Пассажиропоток продолжает медленно, но неуклонно расти. Что касается разговоров об "убийстве" сиреневой линии, которые появились в соцсетях после открытия станции, то замечу, что раньше граждане и на личном, и на общественном транспорте ехали до "Выхино" и "Кузьминок" и в час пик на этих станциях, на прилегающей улично-дорожной сети складывалась ситуация, близкая к чрезвычайной. Сейчас большинство приезжает к "Котельникам", и это значительно улучшило дорожную ситуацию в районе Выхина и Кузьминок.
- Юго-восточное и восточное направления уже традиционно являются самыми пробочными, так что приход метро - это такая кислородная подушка для жителей этих районов. Кстати, уже упомянутые жители Балашихи часто вспоминают про обещанную линию скоростного трамвая, который мог бы довозить их до ближайших станций подземки. Этот проект уже окончательно похоронен?
- Нет, проект не похоронен. Но сейчас мы не имеем от властей Москвы подтверждения точки входа этой трамвайной линии в столицу. Пока не получим согласие властей города на вход трамвая, этот проект не может быть реализован.
Что касается развития скоростного рельсового транспорта в целом, то готовится концепция строительства кольца, проходящего по территории всей области. Сейчас, чтобы добраться из Подольска в Домодедово, например, многие вынуждены использовать МКАД. Прямой связи нет. Легкорельсовый транспорт (ЛРТ) обеспечит трудовую миграцию между подмосковными городами, где есть дисбаланс в соотношении рабочей силы и мест приложения труда. Типичный пример - Домодедово, где рабочие места в избытке, а в близлежащем Подольске, наоборот, дефицит рабочих мест и избыток работников. В итоге люди ищут работу в Москве, а могли бы найти себя в близлежащих к месту жительства городах и сократить маятниковую миграцию.
Проект ЛРТ финансируется из федерального и регионального бюджетов. Первый пусковой комплекс - это южная четверть кольца, хорда, которая свяжет города Подольск, Домодедово, Раменское и аэропорты Домодедово и Жуковский между собой. Протяженность линии - 72 км с учетом захода в аэропорт Жуковский. Проектирование линии планируется начать в 2016 году.
- А еще скоростной трамвай хотели запустить между Ногинском и Электросталью.
- Реализация этого проекта предусматривалась на основе государственно-частного партнерства и в связи с экономической ситуацией была временно отложена. Но интерес к этому проекту есть, просто необходимо пересчитать его экономику и пересмотреть предложенную ранее модель.
- В Москве сейчас основная транспортная тема, которая волнует людей, - введение платных парковок. А в Подмосковье они появятся?
- Начну ответ немного с другого. Для нас актуальнее перехватывающие парковки у железнодорожных станций. В планах этого года - строительство 15 таких парковок в разных частях региона. Из них 14 уже сданы и еще одна будет сдана до конца года. Возможность комфортно оставить личный автомобиль и пересесть на железнодорожный транспорт поможет сократить нагрузку на дороги.
Что касается платных парковок, то сейчас готовятся изменения в областные нормативно-правовые акты, которые позволят обеспечить развитие концепции парковочного пространства. Это сложная система, ведь надо не только брать плату за парковку, но и администрировать денежные потоки, взимать штрафы за неоплату парковки и парковку в неустановленном месте. Такие изменения готовятся и будут приняты до конца 2015 года.
Обсуждается, что платные парковки прежде всего появятся в крупных городах. В каждом из них в настоящее время разрабатывается комплексная схема организации дорожного движения (КСОД), составным элементом которой является платное парковочное пространство. Эта работа сейчас ведется и до ее завершения обсуждать конкретную территорию нецелесообразно. В каждой территориальной схеме будет прописано количество платных парковочных мест, где они будут находиться и как они будут созданы. После разработки проекты КСОД будут обсуждаться с жителями конкретных городов публично.
- Вы довольны тем, как работает карта "Стрелка"? Какие новшества ждут этот проект? Не собираетесь ли вы договориться с руководством Московского метрополитена о том, что по "Стрелке", так же как и по "Тройке", можно будет проходить в метро?
- Вопрос возможности интеграции "Стрелки" и "Тройки" стоял изначально и в техническом решении подмосковной карты заложен. Сейчас разработчик карты и партнер правительства Московской области в проекте "Стрелка" ОАО УЭК обсуждает с властями Москвы условия и параметры проникновения "Стрелки" в метрополитен.
В целом "Стрелка" как проект развивается успешно. Скорость распространения транспортной карты превзошла наши ожидания. На сегодня продано уже около 950 тыс. карт. С ее помощью оплачивается свыше 53% от общего числа поездок на автобусах "Мострансавто", а по целому ряду подмосковных городов этот показатель уже превысил 70%. Это говорит о том, что карта удобна, ею пользуются, продукт востребован.
В скором времени "Стрелкой" станет пользоваться еще удобнее. В 1 тыс. автобусов на разных маршрутах в разных районах региона будут установлены стационарные валидаторы, которые сделают использование транспортной карты проще и удобнее.
Беседовал Сергей Ганьжин