МОСКВА, 11 декабря. /ТАСС/. Главархив Москвы опубликовал уникальные документы об утраченных в 1920-1930-х годах 20 храмах и часовнях, сообщается в понедельник на официальном сайте мэра Москвы.
Документы обнародованы в рамках просветительского проекта, в котором участвуют Госинспекция по недвижимости и Главархив Москвы. Планы, чертежи, цветные акварельные рисунки фасадов уже доступны на сайте архивного ведомства в разделе "Уникальные документы". Скоро они попадут в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда столицы.
"Благодаря нашему совместному просветительскому проекту москвичи смогут представить облик города начала ХХ века", - приводятся в сообщении слова заместителя мэра Москвы Анастасии Раковой. По ее словам, документы о 20 утраченных часовнях и храмах представляют историческую ценность, а их публикация позволит жителям города познакомиться с "жемчужинами храмового зодчества, которые сейчас уже нельзя увидеть". Ракова отметила, что в планах - открыть новые уникальные документы о Москве.
Специалисты Главархива в рамках проекта ведут масштабную работу по поиску и определению значимости документов, потом отбирают имеющие историческую ценность и существующие в единственном экземпляре.
По словам заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимира Ефимова, специалисты Госинспекции по недвижимости вместе со специалистами Главархива проводят экспертизу выявленной научно-технической документации Архивного фонда. Они оценивают значимость и уникальность документов исходя из авторства, обстоятельств создания, культурно-исторической значимости и других критериев. Госинспекция по недвижимости в данном проекте выступает в качестве эксперта, а заключения позволяют включить данные материалы в Госреестр уникальных документов и обеспечить их особое хранение, отметил Ефимов.
Наибольший интерес среди документов представляют планы часовни при церкви Святого Василия Кесарийского с автографом выдающегося архитектора Федора Шехтеля, цветные акварельные планы и рисунки фасада Троицкой церкви в Больших Лужниках, а также рисунки иконостаса, который находился в приделе церкви Святого Николая на Мясницкой. Планы храма Тихона Амафунтского, состоявшего из двух симметричных и внешне отдельных церквей, демонстрируют редкий для Москвы архитектурный прием.