5 февраля 2019, 09:39

Собянин: анализ больших данных в образовании позволит создать индивидуальные программы

Мэр Москвы Сергей Собянин. Сергей Савостьянов/ ТАСС
Мэр Москвы Сергей Собянин

Также мэр Москвы отметил, что это поможет ученикам сформировать портфолио личных достижений

МОСКВА, 5 февраля. /ТАСС/. Анализ больших данных, сформированных на основании проекта Московской электронной школы (МЭШ), позволит сформировать индивидуальную программу обучения каждого ученика, сообщил мэр столицы Сергей Собянин.

"Наша следующая задача - создать инструменты анализа больших данных, с помощью которых педагоги смогут анализировать результаты обучения каждого ученика, прогнозировать будущие достижения, выявлять дефицит знаний, навыков и своевременно принимать меры по его ликвидации, определять индивидуальные потребности каждого ученика. В итоге школа сможет выстраивать оптимальную траекторию обучения для каждого ученика", - сказал Собянин, выступая во вторник на международной конференции "Большие данные: новые возможности мониторинга в образовании".

Кроме того, по его словам, накопленные большие данные также помогут ученикам сформировать портфолио личных достижений, включающее участие в олимпиадах, информацию о выполнении проектов, наличие грамот за различные достижения и так далее. "Как известно, уже сегодня наличие такого портфолио добавляет абитуриентам несколько баллов ЕГЭ", - отметил мэр.

Он также уточнил, что использование больших данных в образовании позволит использовать индивидуальные контрольные работы, сервисы онлайн контроля знаний, технологии распознавания речи с использованием нейросетей позволят проводить устные экзамены в электронной форме, а также развивать другие направления в образовании.

Собянин сказал, что большие данные в настоящее время используются во всех сферах городского управления - в градостроительстве, транспорте, здравоохранении, в управлении транспортными потоками, в анализе криминогенной ситуации и других областях. При этом, отметил он, образование с этой точки зрения является наиболее сложной сферой, так как объединяет 1,5 млн учащихся и студентов в системе московского образования, более 117 тыс. педагогов - "это практически целая страна".

Собянин напомнил, что несколько лет назад в столичном образовании была обновлена материально-техническая база, включающая поставку современного компьютерного оборудования, внедрены 36 электронных услуг в образовании, а также система электронного дневника.

Развитие проекта МЭШ

Следующим этапом стало развитие проекта МЭШ, который к настоящему времени, согласно международным исследованиям, не имеет аналогов в мире, а система электронного дневника в Москве превосходит аналоги других городов. "Создавая МЭШ мы никому ничего не навязывали, библиотека МЭШ работает по принципу Википедии: сами учителя переводят в электронный вид свои собственные учебные материалы. Кто хочет, может делиться с коллегами. Создана и специальная система мотивации за пользование МЭШ - учителя получают доплаты за пользование и участие в развитии электронной школы", - сказал Собянин.

По его словам, после внедрения МЭШ у детей повышается интерес к учебе, улучшается успеваемость. "Сегодня в общем доступе библиотеки электронной школы размещено более 30 тыс. электронных сценариев уроков, более 35 тыс. интерактивных образовательных приложений, более тысячи электронных учебных пособий и свыше 435 тыс. отдельных учебных материалов", - сказал мэр, добавив, что этот контент постоянного увеличивается без прямого участия чиновников.

Он также назвал электронный дневник московского школьника "сервисом номер один в городе по сложности и по объему". "Таким образом, благодаря МЭШ, электронному дневнику каждый школьник Москвы формирует свой электронный след, отражающий все аспекты его жизни - что он учит, как быстро справляется с заданиями, чему научился, с каким результатом, какие книги читает, в какие театры и музеи ходит, в каких кружках и олимпиадах участвовал, какие оценки получал, в каких разработках принимал участие", - сказал Собянин.